«Что может быть круче военизированного фашизма?» - Executive MBA ИБДА РАНХиГС
Нажмите для раскрытия меню

День открытых дверей

 

18 июня 2018 года

Регистрация

Облако тегов

организации   управления   ранхигс   ответы   компании   программ   адизес   бизнеса   формата   день   сегодня   профессор   директора   службы   успешно   делового   управление   мастер-класс   программа   института   российской   директор   статье   менеджеров   слушатели   публикуем   доктор   хозяйства   school   2012   работы   коллеги   группы   профессора   модуль   лидерства   россии   образования   открытие   народного   материале   слушателей   executive   развития   бизнес-образования   университета   программы   программе   интервью   информация   выпускников   области   программу   октября   года   опыт   торжественное   почему   стратегического   международного   business   компаний   государственной   президенте   этот   стратегическое   стратегии   ибда   школы   бизнесе   жизни   обучение   академии   бизнес   вопросы   экзамен   время   консультанта   администрирования   итогам   наук   ассоциации   является   россия   выходного   weekend   лидерство   курс   состоялся   статью   менеджмента   блоге   количество   российских   обучения   вопрос   автора   мира   ректора   адизеса   JoelLipman.Com

Блог
 
 

15.12.2015

29 ноября на ярмарке non/fiction был представлен двухтомный перевод «Мир-системы модерна» Иммануила Валлерстайна, выпущенный издательством Университета Дмитрия Пожарского. Главный труд живого классика социологии излагает основы его теории мир-системного анализа: так, по Валлерстайну, в современном мире не осталось империй, но существует всего одна доминирующая экономическая система (мир-экономика). Она сформировалась в нескольких западноевропейских государствах в XVI веке и восторжествовала в глобальном масштабе к XIX веку. Валлерстайн отвергает теорию модернизации, утверждающую одинаковые этапы развития для разных обществ, и вместо временного критерия предлагает пространственный: государства делятся не на развитые и отсталые, а на те, что находятся в центре капиталистической мир-экономики, в его полупериферии или периферии (примером полупериферийных исторически можно считать Османскую, Португальскую и Российскую империю). «Воздух» встретился с Георгием Дерлугьяном, профессором социологии Нью-Йоркского университета в Абу-Даби и автором предисловия к переводу «Мир-систем модерна».

Наверное, все вас спрашивают о том, можно ли применять идеи Валлерстайна к объяснению того, что сейчас происходит. То же ИГИЛ, как оно вписывается в идею о существовании единой глобальной мир-системы?

Появление ИГИЛ, вероятно, признак распада самой миросистемы современности. В Африке и на Ближнем Востоке рушатся государственные порядки, некогда выстраивавшиеся с огромными жертвами европейским колониализмом. Своим студентам в Эмиратах в курсе по социологии государств я показываю фильм «Лоуренс Аравийский». Помните знаменитый финальный диалог? «Видите ли, мистер Лоуренс, месяц назад мистер Сайкс, британский государственный служащий, встретился с мсье Пико, французским государственным служащим, и они уже провели будущие границы». Именно эти государственные образования после Второй мировой войны пытались превратить из чисто колониальных в развивающиеся страны. Проекты модернизации шли тогда по двумя путям: социалистическим и либерально-капиталистическим. На деле, впрочем, большинство лидеров третьего мира, всевозможных полковников-модернизаторов, следовали скорее фашистским образцам. Ведь заставил же Муссолини итальянские поезда ходить по расписанию? И что может быть решительнее, круче военизированного фашизма? Пусть вслух такое после 1945 года не произносили, но и турецкие кемалисты, и насеристы Египта, и «арабские социалистические» партии Баас в Ираке и Сирии формировались под влиянием европейского фашизма. Только у арабских полковников не очень получилось. Вместо подлинно националистической общеарабской диктатуры и сильного государства в той же Сирии получилось лишь правление клана алавитов

А почему не получилось?

В Сирии долгое время, с одной стороны, была сильна тайная полиция, точнее несколько контрразведок, приглядывающих друг за другом, а с другой — людям казалось, что они все-таки получат достойное существование, что страна их растет. И потому терпели. Но в какой-то момент исчезает надежда, что страна крепнет и что дети пойдут дальше родителей. И тогда зачем терпеть или зачем гибнуть за эту власть? Многие решили, что скорее бежать надо.

Но почему когда-то коммунистические, фашистские, социал-демократические или либеральные идеи, казалось, работали, а теперь отказывает все? Дело далеко не только в политике. Мир вошел в такой колоссальный эволюционный переход, который даже миросистемный анализ Валлерстайна не вполне ухватывает. Но выразить это можно вроде простыми словами — происходит отмирание деревни. Везде, по всему миру. Деревня и соседская община возникли где-то девять тысяч лет назад. Деревня жестко организовывала человеческое существование с рождения до смерти. Было понятно, кто принимает роды, кто воспитывает детей, что делают мальчики, что делают девочки, что люди делают на свадьбе и похоронах. Это была нелегкая, но по-своему очень цельная жизнь. И вот в XIX веке деревня начинает заканчиваться в индустриальных странах Запада — но тогда на довольно благоприятных условиях. Скажем, бывших английских и шотландских крестьян отправили на завоевание колоний, и они стали австралийцами, новозеландцами. Они вытеснили коренное население стран, в которые мигрировали. В XX веке колоссальный рост техники позволил накормить гораздо большее количество людей, и потомки мигрантов из сел Запада, а затем и России стали со временем городским средним классом. Сегодня деревня исчезает уже на Востоке, на глазах у нас в Китае и даже в Африке. И вот там население миллиардами движется в города, но городов для них нет. Они попадают в глобальные гетто, огромные бидонвили. Вы слышали, например, о существовании городов Кано или Кадуна?

Знаменитая книга Валлерстайна, наконец-то переведенная на русский, к которой Дерлугьян написал предисловие

Нет, к сожалению. Судя по названию, это не Китай.

Это города в Нигерии, население которых насчитывает 5–8 миллионов человек. Хотя каким подсчетам там верить? Вы только слышали про «Боко харам», но не знаете, что есть такие города, где живут миллионы человек и при этом нет практически никакой городской инфраструктуры. Это просто огромная нахаловка, хаотическое столпотворение люмпенских масс. Глобализация взломала старый уклад, но не создала ничего взамен деревни. Что-то ведь должно давать людям уверенность в себе, какое-то ощущение общины. Национальное государство в ХХ веке давало это чувство общины, и не просто через флаг, гимн и идентичность, а через участие в массовом индустриальном производстве и массовое потребление, через массовое образование и не в последнюю очередь массовую службу в армии. Как раз тут миросистемный анализ очень полезен. Валлерстайн еще в 1980-е годы предсказывал кризис государства. Он говорил, что есть три выхода из ситуации, когда люди разуверились в государствах. Один выход — это махнуть на свое государство рукой и уехать из него. Русские называют это «пора валить», а вообще это называется миграцией. Если вам не удалось модернизировать страну, вы попробуете модернизировать хотя бы свою семью, переместив ее в мировые центры всеми правдами и неправдами. Второе — это попытаться создать более сильное государство путем завоевания. Саддам Хусейн, например, пытался создать такое государство, но это не могли потерпеть. Сегодня Россия пытается создать более сильное государство и воодушевить свое население идеей национального реванша. И она натолкнулась на вполне аналогичную стратегию Турции, которая добивается того же реванша. Но есть и третий вариант — подменить государство религиозной сектой. Так, после двух столетий, казалось, триумфа атеизма по всему миру возникают фундаменталистские движения. Мы все время слышим об исламском фундаментализме, но при этом, например, в Индии сейчас правительство запрещает есть коров.

Вы упомянули столкновение России и Турции. С точки зрения мир-системного анализа в этом есть логика: два государства полупериферии рвутся в центр мир-системы, а в нем есть место только для одного? Или это более-менее случайно?

В любой сложной системе очень много двигающихся частей и потому много случайностей. Экономика и политика — не совсем шахматы, а скорее эдакие многомерные нарды, где надо быстро реагировать на выпавший зар. Тем не менее логика определенная есть. Эрдоган решает свои внутренние проблемы, проблему противостояния мощной оппозиции. Россия решает свои проблемы, и не только внутренние, но и, скажем, оппозиции, возникающей в бывших советских республиках. Если в геометрии параллели не пересекаются, то в политике еще как! Неожиданно и для турок, и для российского общества это привело к столкновению. Таких примеров очень много в истории, и они самые опасные. Великая французская революция развилась до якобинского террора и бонапартизма именно потому, что никто из серьезных людей такого не ожидал. Искушенным придворным интриганам Версаля привидеться не могло, что некто вроде Робеспьера или Наполеона отберет у них власть. Точно так же в августе 1914 года политики и генералы со всех сторон отказывались видеть, что индустриальная массовая война станет коллективным самоубийством имперских держав Запада. Так же и в 1991 году никто из советского руководства не верил в распад Советского Союза. Именно поэтому распад произошел так внезапно.

 

День открытых дверей

 

18 июня 2018 года

Регистрация

Облако тегов

организации   управления   ранхигс   ответы   компании   программ   адизес   бизнеса   формата   день   сегодня   профессор   директора   службы   успешно   делового   управление   мастер-класс   программа   института   российской   директор   статье   менеджеров   слушатели   публикуем   доктор   хозяйства   school   2012   работы   коллеги   группы   профессора   модуль   лидерства   россии   образования   открытие   народного   материале   слушателей   executive   развития   бизнес-образования   университета   программы   программе   интервью   информация   выпускников   области   программу   октября   года   опыт   торжественное   почему   стратегического   международного   business   компаний   государственной   президенте   этот   стратегическое   стратегии   ибда   школы   бизнесе   жизни   обучение   академии   бизнес   вопросы   экзамен   время   консультанта   администрирования   итогам   наук   ассоциации   является   россия   выходного   weekend   лидерство   курс   состоялся   статью   менеджмента   блоге   количество   российских   обучения   вопрос   автора   мира   ректора   адизеса   JoelLipman.Com