fbpx

Новости

«Я перестал ставить цели в бизнесе и не планирую почти ничего. На определенном этапе бизнес начинает жить по собственным законам»

«Я перестал ставить цели в бизнесе и не планирую почти ничего. На определенном этапе бизнес начинает жить по собственным законам»

Интервью с Михаилом Голубевым, владельцем компании «Аквалон»

Михаил Голубев, предприниматель, спортсмен и путешественник. 27 лет назад Михаил основал с нуля «Аквалон». Сейчас это устойчиво работающая  компания, которая производит моющие средства профессионального и бытового назначения. Средства для ванной, кухни, полов и стекол, жидкое мыло «Аквалона» продаются супермаркетах, ими пользуются в ресторанах, офисах, фитнес-центрах, на производствах, в поездах и самолетах. Михаил — выпускник программы Executive MBA ИБДА. В интервью он рассказал, зачем поднимается в горы и что испытывает на вершине, как путешествия помогли ему пересмотреть свои принципы, почему больше не ставит цели в бизнесе и к чему это приводит. 

Михаил много путешествует и организовывает восхождения в горы. Он четырежды поднимался на вершину Килиманджаро, дважды на Монблан, поднимался на Айленд пик в Гималаях. Неоднократный чемпион и призер чемпионатов мира и России по борьбе самбо среди мастеров. Две недели назад Михаил вернулся из Непала, где вновь поднимался на горные вершины.

Хочу поговорить про ваше последнее путешествие. Зачем вы ходите в горы и что от этого получаете?

Для меня любой поход в горы —  перезагрузка. Я отодвигаюсь от повседневных дел и мелких задач, которые постоянно сидят в мозгу. Я раздвигаю внутреннее пространство и освобождаюсь от повседневности. Горы очищают тебя от шелухи, оставляя только то, что на самом деле ценно. А это очень простые вещи. Второй момент — прикосновение к природе. Горы меня вдохновляют и радуют. А Гималаи — особенное место с огромным количеством энергетических точек.

Мои путешествия — возможность пообщаться с другим миром. В Африке, Непале и Тибете люди живут другой жизнью. Это хороший урок и повод задуматься, как мы живем в нашей цивилизации, что для нас важно и почему это так. В Непале люди в холоде обрабатывают каменистые клочки земли в горах. Солнце вышло — для них это уже радость. Они так и говорят, что солнце — одеяло для бедных. Люди живут простыми вещами. Это не значит, что мы должны уйти в пещеру или в горы и жить так. Но это повод задуматься, насколько мало нужно человеку, чтобы быть счастливым. Цивилизация, конечно, проникает уже и туда. В каждом приюте есть интернет, электричество, проводят дороги.

Еще один момент — открытие заново людей, с которыми я хожу в горы. Часто это люди, которых я знаю в жизни. Но там, в горах, они раскрываются по-другому. Вырастают совершенно иные отношения связи.

У вас были проводники в этот раз?

Да, был проводник, мой друг, непалец Сеам Гурунг, очень добрый и светлый человек. Он сам выучил русский язык. Я с ним уже ходил в Гималаи. Мы подружились, много общались, участвовали в помощи местным, после землетрясения в прошлом году. Я организовывал сбор помощи в России, а он распределял её в Непале.

По фотографиям кажется, что восхождение — приятная и простая прогулка. Были трудности?

С одной стороны это легко, с другой стороны — трудно. По сути ничего сложного — берешь и идешь. «Трудности» начинаются утром, когда набираешься мужества выбраться из спальника. Снаружи минус 8, а в спальнике тепло. Нужно быстро одеться и пойти.

Подниматься в гору тяжело, не только физически. Когда кислорода мало, мозг работает по-другому. Я привык к высоте, но всё равно откуда-то появляются мысли:  «Зачем мне всё это нужно? Куда я опять иду, зачем? Всё, это последний раз, больше никогда не пойду». Мозг генерирует «предательские» мысли сам по себе, они как-будто живут своей жизнью. Людям, которые не привыкли к этому, бывает тяжело. Им кажется, что они слабые или неуверенные, но это не так. Моя задача и задача гида показать, что это нормально. В горах очень четко осознаешь: границы возможностей у нас в головах.

А было, что кто-то сдавался и хотел пойти назад?

Назад никто не хотел. Это несложный трек. Правда, на пути есть перевал Торонг-Ла, 5416 метров. После определенной точки на маршруте вернуться уже труднее, пройти вперед, через перевал. Поэтому только вперед. Когда поднимаешься на Килиманджаро, можно вернуться той же дорогой. А здесь, если прошел точку невозврата, то пути назад нет. 

Что там наверху?

Ветер и холодно. И потрясающе красиво! А еще это удивительное ощущение, насколько мы малы по сравнению со всем миром. Горы, как и люди, рождаются и умирают. Ты видишь осыпи, отколотые камни. Горы такой же живой организм как и мы, только время у них течет иначе.

Сколько вы там были?

На высоте долго быть нельзя, это ослабляет организм. Есть иллюзия, что если присел, отдыхаешь. Это не так. На такой высоте человек теряет силы, даже если просто сидит. Ты дышишь, а это отнимает силы. В бизнесе точно так же: присел отдохнуть и потерял темп, силу и время.

Правда, что спускаться сложнее?

Не сложнее, труднее. Маршруты обычно так устроены так, что спуск длиннее и дольше. После восхождения ты уже отдал все силы достижению цели, а теперь надо идти обратно. За один день надо пройти то, что ты прошел за три, при этом не останавливаясь.

Для меня это хорошая аналогия с жизнью. Когда человек достигает успеха, важно потом уметь спуститься на землю. Всегда задаешь себе вопрос: «Я достиг цель, что дальше?». А дальше просто пахота, просто работа, чтобы спуститься с горы. Ты не можешь быть долго на вершине. Успешность в жизни она бывает серьезным испытанием, не все выдерживают. На горе ты воодушевлен, ты преодолевал сам себя, ты дошел и встретил солнце. А что дальше? Дальше очень утомительный спуск вниз. На него организм уже не настроен рассчитывал. До этого у тебя была цель, ты ее видел.

У многих наступает разочарование, утомление. 90% погибших на Эвересте погибают на спуске, а не на подъеме, потому что они отдали все силы. Я бы хотел всем пожелать, чтобы оставляли силы на спуск. А за ним будет новый подъем.

А у вас в жизни так было, что достигли цели и появилось опустошение?

Да, было, но не опустошение. Был вопрос: «Что дальше?».

И что вы делаете? Ставите новую цель?

Раньше — да. Я всегда был «достигатором». Мне было важно доказать самому себе и другим, что я умный, сильный, способный, лучше всех. Когда я научился этому сам, я даже вел тренинги по достижению целей. Это было несколько лет назад. К этому моменту я понял, что достичь цели, в общем-то, несложно. Почти любой цели, если она достижима физически. Нужна приверженность и время — всё. Вероятность 98%, если все делать правильно.

Но подобные технологии  достижения цели работают для людей определенного склада, для «достигаторов», людей результата. А есть процессные люди. У них время течет по-другому, их радуют другие вещи.  Их не нужно заставлять быть успешными, брать вершины. От этого они выгорают, но редко достигают целей.

Для меня просто достижение цели уже неинтересно. Может это возраст или жизненный опыт. На определенном этапе человек думает: «Вот очередная планка взята, цель достигнута, дальше что?». Казалось бы, ответ прост: следующая цель. Ну а дальше? Приходишь к выводу, что всё это бессмысленно. Все мы окажемся в одном и том же месте. Ради чего все это было? Тогда наступает кризис. Не у всех, конечно, у тех, кто проснулся и задумался. Некоторых же вполне устраивает крутиться в колесе.

Если человек выскакивает из колеса, у него появляется много вопросов: зачем, почему, что хочу я, что хотят другие люди рядом со мной? Тогда понимаешь, что достижение цели само по себе неинтересно, а интересны вещи, которые замечаешь по пути к ней. Как пример: когда вы идете по лесу, собираете грибы, у вас же нет цели дойти из точки А в точку Б. Это бессмысленно: вы собираете грибы, наслаждаетесь природой, вот тут ягоды, вот тут птичка запела.

Цель  — лишь указатель направления движения. Как компас: он показывает, где полюс. Мы туда никогда не дойдем, нам туда и не надо. Мы не можем сидеть на месте, не можем двигаться беспорядочно, цель нужна, чтобы указать направление. И в этом я вижу главное - радость движения. Наблюдая, созерцая по пути, мы можем наполнить свою жизнь почти непрерывной радостью. Жизнь состоит из мелочей.  

 

Как вы в бизнесе ставите цели?

Я перестал ставить цели в бизнесе и не планирую почти ничего. На определенном этапе бизнес начинает жить по собственным законам. Если воспринимать бизнес как отдельный организм, достаточно ловить тонкие сигналы и прислушиваться, куда он движется.

В индустриальном и постиндустриальном обществах были эффективны и востребованы обучающие программы: обучение стратегии, выстраивание планов, числовые модели. Предполагалось, что в бизнес — это некий механизм и достаточно правильно составить план и его придерживаться. Но в последние годы среда бизнеса стала настолько турбулентной, что разрабатывать долгосрочную стратегию бесполезно, достаточно построить её хотя бы на 3 года вперед. На нашу жизнь сильнее всего влияют события, которые мы не можем предсказать. Могли ли вы предполагать, что в мире и стране произойдут все эти эти события последних нескольких лет? Поэтому первая задача бизнеса — быть гармоничным, быть в резонансе с потребностями внешней среды, генерировать ценности. И все это должно отвечать внутренним потребностям и состоянию владельца. Поэтому нужно выстраивать стратегию не бизнеса, а себя, своей собственной жизни.

Вы плывете на лодке по реке и можете работать веслами, но самое большое влияние имеет поток. Река, внешняя среда разгоняется всё сильнее, а вам нужно только подруливать. Река вынесет туда, куда она хочет, но вы можете немного скорректировать этот путь. Бизнесы, которые сумели поймать поток, растут очень быстро.

Мой бизнес — как дойная коровка. Ее нужно любить, кормить, гладить, разговаривать с ней. Нужно понимать, что ей нужно. Но не загонять ее и не бить палкой. Я начал осознавать это 4-5 лет назад. Именно в это время бизнес стал работать более устойчиво. Вне зависимости кризис или не кризис. И я от бизнеса стал получать больше.

Команду пришлось менять?

Я думал, что придется, но нет. С некоторыми ключевыми сотрудниками были напряженные отношения. Эти люди не действовали так, как я хотел. Я думал, что знаю лучше. Я думал, что если понять поменять людей или их поведение, будет лучше. Потом понял, что такое противостояние ни к чему хорошему не приводит. Стремление все контролировать понятно, но не всегда это продуктивно.

Я сказал: «Давайте так: я вас не трогаю, я вам ставлю ориентиры. Через полгода или год проверю, как идут дела. Если результат и цена вопроса устраивает, делайте, что считаете нужным. Я отпустил это от себя, а эти же люди работают лучше. Коллектив стабильный, текучка минимальная. У нас каждый год в профессиональный праздник «День химика» всем, кто проработал в компании 10 лет, вручают золотой значок «Аквалон». Таких людей в компании уже больше трети. Каждый год принимаем в золотой фонд компании по 5-6 человек.

Пересмотреть все эти принципы помогли путешествия?

Путешествия помогают понять основные принципы, механизмы. Горы помогают отделять главное от неглавного. Бизнес — часть мира, часть вселенной. Мы отделяем, но это все одно единое. Когда понимаешь, что в мире действуют единые законы, становится проще жить и вести бизнес.

Стратегия не важна, планы не нужны. Чему тогда нужно учиться бизнесмену?

Я бы сказал, что нужно слышать и слушать самого себя, окружающий мир, ловить тонкие сигналы очень важно. В мире происходит много событий. Важно прислушиваться и достраивать полную картинку, развивать интуицию.

Нужно умение слышать эти тонкие сигналы и в собственном бизнесе, слышать людей, понимать, что происходит на самом деле и не позволять себе затуманивать восприятие тем, что бросается на первый взгляд в глаза. Не верить псевдоэкспертам и “говорящим головам”, которые очень хорошо все умеют объяснить постфактум. Держать глаза широко раскрытыми, не обольщаться результатами и цифрами и  всегда быть готовым к неожиданным событиям.

Теперь — крамола. Экономика — не совсем наука. Это скорее советы, как и что НЕ надо делать. И экономика — прежде всего люди, с их неустойчивой психикой, с их страхами и надеждами, собственной моралью и принципами, с иррационально принимаемыми решениями. Если бы экономика на самом деле точно знала, как НАДО, все бы пользовались, подставляли данные в формулы и процветали. Однако успешны единицы. Значит есть нечто, что выше формул и предписаний.

И еще—- важно умение начинать с нуля, а то и с глубокого минуса. Я заметил, что люди, с которыми я вместе проходил 90-е годы, более закаленные в этом плане. Люди не один раз разорялись, поднимались и не боялись начать с нуля. Молодые бизнесмены выросли в более спокойное и сытое  время, им тяжелее держать удар. Только не знаю, можно ли это как-то натренировать. Это приходит только с опытом.

Экспериментируйте, пробуйте, падайте и поднимайтесь. Это не страшно, это такая игра! 

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа