Лидерство на перепутье
Сегодня на блоге уважаемым читателям предоставляется возможность ознакомиться с переводом статьи «Лидерство на перепутье» Кеннета Миккелсен (Leadership at a crossroads by Kenneth Mikkelsen, EFMD «Global Focus», Volume 04, Issue 03 2010.), опубликованной в журнале EFMD «Global Focus», Том 04 , № 03 2010.
Недавний финансово-экономический кризис наглядно продемонстрировал возросшую сложность мирового устройства и обозначил необходимость компаний пересмотреть свою операционную маневренность и начать поиск новых способов справляться с происходящими изменениями. Кеннет Миккелсен (Kenneth Mikkelsen) в подробностях изучил возможные реакции на вызовы нового времени.
Об авторе
Кеннет Миккельсен - датский писатель и журналист, проживающий в Париже. Он является учредителем компании Controverse, занимающейся коммуникационным консалтингом, а также регулярно публикующей материалы о лидерстве, управлении и стратегии.
Об издании
Журнал EFMD «Global Focus» позволяет отслеживать события международного сообщества в области развития управления, публикуя материалы ведущих экспертов мира. Сообщество EFMD включает в себя более 500 бизнес-школ по всему миру и 100 крупнейших европейских корпораций. Версия PDF журнала на английском языке доступна через www.efmd.org.
Если бы Чарльз Дарвин был жив, то, наблюдая за тем, как его «Теория происхождения видов» воспроизводится сегодня в бизнесе, он был бы под большим впечатлением. Эволюционное развитие – это только один из путей борьбы организаций за создание конкурентных преимуществ и увеличение своей доли рынка.
Как утверждал Дарвин, выживают не самые сильные или умные, а наиболее адаптивные к изменениям. В свете последних кризисных лет, мы находим всё новые подтверждения правильности этих слов. Непрерывно происходящие перемены заставляют организации легко адаптироваться, а их лидеров действовать в условиях высокого уровня неопределенности и быстро корректировать существующие планы.
Йорген Торселл - вице-президент международного института развития лидерства Mannaz - отмечает, что многим компаниям под влиянием изменившегося экономического «ландшафта» пришлось подвергнуть пересмотру свои стратегии, а это в свою очередь должно повлечь за собой коррекцию лидерского поведения. Торселл убежден, давно бытующее представление о том, что у лидера должны быть ответы на все вопросы, не просто нереалистично, более того, оно опасно.
«Важно понять, что лидер может быть погружен во тьму неведения на столько же, на сколько и окружающие его люди. Лидер выносит на обсуждение вопрос и позволяет команде путем проб и ошибок двигаться в направлении ответа», - говорит он.
В феврале и марте 2010 года Mannaz в партнерстве с EFMD (European Foundation for Management Development) и двумя высокотехнологичными корпорациями Canon и Alcatel-Lucent собрали вместе представителей более чем 25 международных компаний для обмена мнениями и опытом в вопросе адаптивного лидерства. Они обсуждали пути развития адаптивного подхода для лидеров организаций, которые бы позволили им преуспеть в современных непростых условиях.
Совместно компаниями Canon,Alcatel-Lucent и Lafarge был проведен ряд семинаров в Париже и Лондоне, на которых обсуждались последние тенденции в организационном дизайне, поведенческие аспекты лидерства и обмен знаниями в глобальном контексте.
По результатам дискуссий удалось сформировать некоторое представление о том, что необходимо учитывать организациям и лидерам во избежание участи динозавров, оказавшись на грани вымирания в современной бизнес-среде.
Будущее организационного дизайна
Больше не всегда значит лучше
Традиционно принято считать, что существует прямая зависимость между размером организации и ее конкурентоспособностью.
Однако многие компании на своем горьком опыте убедились в ошибочности этого утверждения. Это заблуждение легло в основу большинства слияний и поглощений. Эксперты убеждены – по меньшей мере половина из них оказались провальными.
Растет обеспокоенность в отношении того факта, что некоторые организации слишком сложны и громоздки для эффективного управления. Вместо многоуровневой централизованной системы в современных организациях нужно стремиться к более свободной альянсовой системе. При этом будут появляться специальные проекты, существующие только пока в них есть необходимость. К преимуществам повышения маневренности структуры можно отнести увеличение выручки, рост уровня удовлетворенности клиентов и работников, повышение операционной эффективности, а также более быстрый выход на рынок.
Обратный поток знаний, инноваций и ценностей
Исследования и разработки, инновационная деятельность, проводимая в странах с дешевой рабочей силой таких как Индия и Китай, уже привела к противоположному потоку знаний. Такой разворот бросает вызов доминирующему американскому подходу к менеджменту в глобальной бизнес-среде.
Выходя на мировой рынок
Одним из последствий глобализации и недавнего кризиса стал возросший уровень тревожности и обеспокоенности в обществе. Это послужило отправным моментом для возрождения ценностей таких как отношения и лояльность. Потребитель предпочитает тех, кто ему хорошо знаком. Компании с глубоким пониманием местного рынка многое выгадают от создания продуктов и услуг с учетом региональных особенностей.
Заглядывая вперед, больше транснациональных корпораций будут иметь две штаб-квартиры – на Западе и в Азии.
Внимание к государственному сектору
Возросшее влияние государство в дела бизнеса – одна из наиболее заметных черт кризисного времени. Правительства по всему миру провели массивные стимулирующие вливания и поддержали пострадавшие компании.
Государственное воздействие на принятие решений, находящихся в зоне ответственности топ-менеджмента и совета директоров, неизбежно. Это заставит компании больше задумываться о новых формах частно-государственного партнерства.
Лидерство
От героических лидеров к обыкновенным героям
«Нисходящее» лидерство, при котором героические или харизматичные личности доминируют в формировании организации, уже не является приемлемым сегодня. Вместо того, чтобы ощущать себя капитаном корабля, лидер должен становиться проектировщиком и разработчиком. Такое видение вновь возвращает нас к идее, что лидер не располагает ответами на все вопросы.
Поддерживайте людей, задающих вопросы
Часто идеи адаптивных лидеров не принимаются из-за того, что противоречат стандартным процедурам и способам выстраивания бизнеса. Участники семинара в Париже предложили взглянуть на такой диссонанс мнений как на креативный потенциал компании.
Для того чтобы бизнес стал инновационным, придется поступиться привычным взглядом на вещи и пойти на риск. Лидер должен быть «любознательным». Например, спрашивайте у ваших новых работников их мнения о ходе бизнеса уже через 3 месяца их пребывания на рабочем месте.
Обеспечивайте стабильность и осознание значимости работы
Подчиненные ожидают, что их лидер выступит гарантом стабильность в постоянно меняющемся мире. Для того чтобы держать под контролем происходящие на глобальном и местном уровне изменения, лидер должен проявлять интерес к обществу в целом. Знания и информация, полученная из самых разных актуальных источников, должны найти отражение в повседневных бизнес-операциях.
На западе особенно для молодых сотрудников компаний крайне важно осознавать смысл своей работы, ее значимость и осознавать свое служение высокой цели. Руководитель должен поддерживать у них чувство причастности к результатам деятельности компании.
Распространение лидерства
Когда компания сталкивается с серьезными проблемами, лидерство на уровне информации, видения, новых идей и подходов должно распространяться горизонтально и вертикально по организационной структуре.
Нужны новые формы мотивации и внутрифирменного взаимодействия.
Взять риск и отказаться от власти
Нужен быстрый ответ на вызовы времени. Участники дискуссии акцентировали необходимость создания более компактных и проворных, расторопных команд, которым бы было позволительно совершать ошибки и действовать в менее рисковых условиях. Предназначение таких команд – осуществить прорыв и сломать стереотипы костного мышления.
Обмен знаниями, общение и взаимодействие в глобальном контексте
Репетируя будущее
Сценарное планирование интегрируется в разработку стратегии. При рассмотрении разных сценариев компаниям удастся лучше понять движущие силы, формирующие будущее. Нужно проверять на прочность стратегии, оценивая их перспективы в различных сценариях будущего.
Растущий уровень сложности требует кооперации
Товары и услуги, производимые компаниями, усложняются по нарастающей. Многие компании самостоятельно уже не справляются с растущей трудоемкостью и сложностью создания продукта. Значит, нужно объединять усилия. Ценность продукта будет во многом завесить от взаимодействия с другими.
Создание новых бизнесов
Большие компании нуждаются в людях с предпринимательским чутьем, которые бы отслеживали своевременную замену погибающих направлений бизнеса. Исследования показывают, что компании и индивидуальные предприниматели, достигающие большего успеха, применяют техники менеджмента, кардинально отличающиеся от традиционно используемых.
Обучение в организации
Известный парадокс – тревога и беспокойство мешают процессу обучения, но они необходимы для того, чтобы человек задумался о необходимости учиться. Боязнь учиться происходит от страха перед чем-то новым, предполагаемыми сложностями, опасений выглядеть глупо и необходимости отказаться от старых привычек, которые так нам помогали в прошлом.
Некоторая тревога перед обучением свойственна человеку. Работнику, осознающему необходимость получения новых знаний можно облегчить задачу, всячески поощряя, предложив курс тренингов, работу с коучем или в группах.
Оригинал статьи на английском языке (Leadership at a crossroads by Kenneth Mikkelsen, EFMD «Global Focus», Volume 04, Issue 03 2010) вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://efmd.org/images/stories/efmd/globalfocus10/Issue_3_2010_kmikkelsen.pdf
Справка
EFMD (международная сеть повышения квалификации в сфере развития менеджмента) - это глобальная организация, цель работы которой заключается в непрерывном усовершенствовании методов развития менеджмента. В сообществе фонда активно участвуют более 15000 профессионалов в области развития менеджмента. EFMD насчитывает более 650 организаций-членов, специализирующихся в сферах научной деятельности, бизнеса и связей с общественностью и консультирования более чем в 75 странах.