fbpx

Новости

Нужна ли организации стратегия?! Стратегия и контекст бизнеса.

В предыдущих двух постах мы рассмотрели аргументы «за» и «против» занятия стратегическим управлением. Начнем теперь «разворачивать» наиболее важные положения. Также посмотрим с Вами, как именно «работают» те или иные концепции и элементы стратегического подхода к управлению.

В этом посте поговорим об анализе контекста бизнеса.

Последние несколько лет я всегда начинаю работу над стратегией с анализа контекста бизнеса. Это крайне важный элемент стратегического процесса. Мы с Вами говорили о том, что именно в условиях быстро меняющейся среды компания просто обязана мониторить изменения во внешней среде, упреждать и инициировать их. При этом смотреть в большей степени вперед, а не назад. Начало стратегического процесса с анализа контекста дисциплинирует менеджмент, приучает смотреть вперед, ловить «слабые сигналы», снимать шоры, которые накладывает любая деятельность.

Вот пример...

В предыдущих двух постах мы рассмотрели аргументы «за» и «против» занятия стратегическим управлением. Начнем теперь «разворачивать» наиболее важные положения. Также посмотрим с Вами, как именно «работают» те или иные концепции и элементы стратегического подхода к управлению.

В этом посте поговорим об анализе контекста бизнеса.

Последние несколько лет я всегда начинаю работу над стратегией с анализа контекста бизнеса. Это крайне важный элемент стратегического процесса. Мы с Вами говорили о том, что именно в условиях быстро меняющейся среды компания просто обязана мониторить изменения во внешней среде, упреждать и инициировать их. При этом смотреть в большей степени вперед, а не назад. Начало стратегического процесса с анализа контекста дисциплинирует менеджмент, приучает смотреть вперед, ловить «слабые сигналы», снимать шоры, которые накладывает любая деятельность.

Вот пример из одной очень интересной книги. Представьте, что Вам повезло. Вы живете в Америке, в собственном доме, Вы всем обеспечены. И Вы индюшка. Каждый день хозяин исправно приносит Вам корм, убирает клетку… У Вас всё хорошо. Вы оглядываетесь назад, смотрите на свой привес, строите прогнозы на будущее (кривая неуклонно идет вверх). Пока не приходит День Благодарения, и Ваша красивая кривая вместо движения вперед и вверх резко обрывается и падает вниз.

Примерно то же может произойти с компанией, которая не смотрит вперед, а в лучшем случае оглядывается назад, экстраполируя прошлые тренды в будущее. Вместо красивого прогноза – на обеденный стол.

При этом очень важно анализировать все элементы контекста. Обычно компании в лучшем случае анализируют ближайшее окружение – клиентов, конкурентов, иногда поставщиков. Это микросреда бизнеса. Я же обычно предлагаю начинать с анализа макросреды. Это технологии, политика, социум, экономика, для каких-то бизнесов – также экологические тренды.

Вот хороший пример того, к чему может привести анализ только микросреды бизнеса. Представьте, что Вы попали в начало двадцатого века, и у Вас бизнес по уборке конского навоза с улиц. Вы изучаете клиентов, и видите, что их потребности растут. Да и аналитики говорят об экономическом росте и о том, что скоро высота навоза достигнет второго этажа. Вы потираете руки, заключаете новые договоры с поставщиками… И не видите того, что кто-то уже придумал автомобиль (это часть технологического контекста). Автомобиль пока не является частью Вашей микросреды. Это где-то далеко (пока). Но проходит совсем немного времени, и где те лошадки? И где Ваш бизнес?!

Кто-то может возразить, что анализ контекста мало что дает. К тому же сотрудникам не хватает знаний, компетенций для проведения качественного анализ контекста. В итоге получаются скудные, слишком общие, малополезные «анализы». Это действительно так – если не следовать определенным технологиям и методам. Практика показала, что при системном подходе к анализу контекста компании собирают действительно ценный материал, дающий Основателям и Топам более ясную картину среды бизнеса. Далее на этой основе можно искать новые идеи для бизнеса, строить Стратегические Ориентиры® и т.п.

На этом этапе также имеет смысл проанализировать внутренний контекст бизнеса, в частности, собственные компетенции. Поскольку одна из задач стратегического управления – это приведение в соответствие ситуации на рынке и собственных ресурсов.

Удачи!!!

Тигран АРУТЮНЯН

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа