fbpx

Новости

За пределами западного подхода к лидерству

Добрый день, уважаемые читатели блога! Сегодня мы продолжаем знакомить вас с интересными публикациями иноязычных изданий. Сегодня - это публикация Шерона Тернбалла на тему исследований стиле всемирного лидерства  («Looking beyond the West for leadreship» by Sharon Turnbull, EFMD «Global Focus», Volume 04, Issue 03 2010.), опубликованной в журнале EFMD «Global Focus», Том 04 , № 03 2010).

В теориях лидерства прошлого преобладал западный подход. Шерон Тернбалл (Sharon Turnbull) описывает исследование стиля «Всемирного лидерства», выходящего за рамки западного представления о лидерстве.

...Например, народ масаи продемонстрировал глубокое понимание основ лидерства еще много лет назад и заложил его в свои традиции. Один из наших респондентов, Эммануэль - молодой лидер племени масаи объяснил: Всех членов нашего общества...

Добрый день, уважаемые читатели блога! Сегодня мы продолжаем знакомить вас с интересными публикациями иноязычных изданий. Сегодня  - это публикация Шерона Тернбалла на тему исследований стиле всемирного лидерства. («Looking beyond the West for leadreship» by Sharon Turnbull, EFMD «Global Focus», Volume 04, Issue 03 2010.), опубликованной в журнале EFMD «Global Focus», Том 04 , № 03 2010.)

В теориях лидерства прошлого преобладал западный подход. Шерон Тернбалл (Sharon Turnbull) описывает исследование стиля «Всемирного лидерства», выходящего за рамки западного представления о лидерстве.

Об авторе

Профессор Шерон Тернбалл является директором Центра прикладного исследования лидерства в Фонде доверия лидерства  в Росс-он-Уай, Великобритания..

Об издании

Журнал EFMD «Global Focus» позволяет отслеживать события международного сообщества в области развития управления, публикуя материалы ведущих экспертов мира. Сообщество EFMD включает в себя более 500 бизнес-школ по всему миру и 100 крупнейших европейских корпораций. Версия PDF журнала на английском языке доступна через www.efmd.org

У большинства руководителей по всему миру сформировано представление о лидерстве под влиянием западных, американоцентричных теорий и методологий.

Это обусловлено тем, что в бизнес-школах традиционно используются именно американские и западно-европейские кейсы, книги. Изучаемые там модели лидерства сфокусированы на лидере как на личности харизматичной, героической, динамично развивающейся. Биографии лидеров, отражающие это видение, становятся бестселлерами и укореняют подобное представление о лидерстве.

Даже восточные коллективистские культуры, жизнь общества в которых регулируется иными социальными нормами и базируется на других принципах, все больше прибегают к западному опыту для того, чтобы усилить свою экономику, упрочить конкурентоспособность на мировой арене и по средствам западных моделей лидерства улучшить карьерные перспективы молодых талантливых кадров.

Западная доктрина лидерства неплохо подходит для повсеместного применения, но сегодня становится очевидным, что она одна не в полной мере отвечает вызовам двадцать перового века.

Возьмите любую газету или журнал – наверняка вы прочтете что-то о глобализации и ее влиянии на экономику и общество. Кризис кредитной системы, нестабильность цен на нефть, рецессия, изменение климата – все это заставляет задуматься о том, насколько все в мире становится взаимосвязанным.

Вопросы устойчивого развития, безопасности энергетики, обеспечения продовольствием и водой, бедность, здравоохранение, распределение богатства требуют внимания, и бизнес не может пренебрегать ими. Настало время обратиться к мировому опыту, выходящему за рамки западной традиции, который поможет приблизиться к решению насущных проблем современности.

Мировой экономический кризис преподал нам урок, показав, что стремление к обогащению и росту материального благосостояния отдельных стран без учета тесной взаимозависимости всего происходящего в мире до добра не доведет. Смещение приоритетов исключительно в сторону интересов акционеров, закрывая при этом глаза на то, какое влияние компания оказывает на экономику, общество и окружающую среду, всё чаще подвергается резкой критике.

Кристофер Майер и Джулия Кирби в апрельском номере Harvard Business Review призвали к большей прозрачности в отношении экстерналий - внешних эффектов, которые компании производят в обществе.

Согласимся с этим и пойдем еще дальше. Только приобщение к всемирно накопленному опыту (не только западному) позволит найти способы взять под контроль эти внешние проявления.

Начиная с 2008 года, в проекте Leadership Trust мы проводили исследования восточных традиций лидерства, обратившись к ранее неизученным аспектам.

Мы искали, что опыт восточных культур может предложить организациям в качестве ответа на вызовы, брошенные глобализацией и меняющейся экономикой.

Вслед за Джонатаном Гослингом и Генри Минцбергом, предложившим в статье Harvard Business Review «Пять умов менеджера» перейти от «глобального» мышления к «мировому»,  мы стали применять именно этот термин. Вместо абстрактного взгляда издалека, они призывали посмотреть более пристально на различия и особенности культур, из которых и складывается наш мир. Такой подход, по их мнению, требует не только наблюдений, но и вовлеченных действий. Придерживаясь этого видения, мы решили применить мировое мышление к изучению лидерства.

Наше исследование «Мировое лидерство» стремится к более глубокому пониманию опыта, накопленного странами во всем мире. Мы обнаружили, что опыт вне западно-ориентированной практики представляет собой высокодисперсный объем знаний, который может быть наилучшим образом исследован путем коллективных объединенных усилий – нетворкинга. Это подразумевает совместную работу многих исследователей, наделенных различным восприятием и пониманием опыта разных культур, который зачастую передается из уст в уста и остается незадокументированным. Мы старались избежать взгляда на незападные культуры глазами западных исследователей.

Весной 2009 года был созван симпозиум Worldly Leadership, на котором были представлены результаты ряда исследований, в том числе о лидерстве в племени Масаи,  о женщинах-лидерах в области государственного управления в Ливии, а также обзор различных теорий развития лидерства в Китае, Турции, Иране и Нигерии.

Эти темы получили развитие на международном саммите Worldly Leadership в том же году, в котором приняла участие сотня руководителей, представляющих различные страны и сектора экономики.

В продолжение этой тематики было реализовано еще два проекта.

В рамках первого, посвященного природе устойчивого лидерства, была проведена серия интервью с руководителями негосударственных и общественных организаций, работающих в Африке и Азии. Их спрашивали о личных историях развития лидерского потенциала, об их ожиданиях, сформировавшихся привычках, о влиянии семей и религиозных убеждений, о взаимоотношениях с последователями и в целом об их видении лидерства.

Второй проект был реализован совместно с индийскими исследователями и рассматривал опыт бизнес-лидеров Индии: ценности, убеждения и роль в обществе.

В настоящее время в разработке находится проект о лидерстве в постсоветской России.

Одним из наших выводов стало то, что коллективистский характер руководства, кажется более сильным и интуитивным в восточных обществах, нежели в развитых странах.

Например, народ масаи продемонстрировал глубокое понимание основ лидерства еще много лет назад и заложил его в свои традиции. Один из наших респондентов, Эммануэль - молодой лидер племени масаи объяснил: «Всех членов нашего общества учат быть лидерами, потому что каждый должен быть готов стать лидером общины. Мы испытываем чувство ответственности, находясь в одной возрастной категории, являясь частью одного клана, говоря на одном языке. Мы вместе, и мы гордимся тем, что мы из племени масаи».

Этими словами он указывает, что членство в группе очень важно, и понимание группы может быть расширено от возрастной группы до клана и племени. Эммануэль также показывает, что в понимании масайского народа, лидерство – это коллективное явление: «У нас нет короля или великого лидера, который диктует, как нам поступать. Община и старейшины вместе судят обо всем».

В племени масаи чувство ответственности целенаправленно культивируется с раннего возраста. Каждый смолоду развивает лидерские навыки, направленные на осознание коллективной ответственности, обеспечение будущего общества и его защиту. Такое редко встречается в западной практике.

Исследование лидерства в культурах, где коллективизм или даже община являются одним из ключевых условий для выживания и  устойчивости, может, на наш взгляд,  подобрать ключ к новым подходам и концепциям лидерства в посткризисных условиях меняющегося мира.

Многие древние философские трактаты поддерживают эти идеи. Результаты исследований убеждают нас в том, что изучения и эксперименты должны быть продолжены и в будущем должны охватить и другие части земного шара.

Оригинал статьи на английском языке вы можете прочесть, перейдя по ссылке

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа