Что придет на смену привычному стратегическому планированию? - Executive MBA ИБДА РАНХиГС
Нажмите для раскрытия меню

Блог
 
 

Облако тегов

менеджмента   наук   работы   президенте   службы   школы   института   executive   бизнес-образования   делового   ассоциации   менеджеров   людей   является   ранхигс   статью   мира   бизнес   мастер-класс   успешно   формата   академии   weekend   выпускников   бизнесе   области   программе   российской   новой   развитие   обучение   программа   модуль   торжественное   стратегическое   блоге   жизни   развития   образования   хозяйства   россии   интервью   университета   этот   лидерства   администрирования   адизес   своей   менеджмент   государственной   статье   такое   года   бизнеса   свой   человека   народного   ответы   курс   ибда   день   лидерство   управление   business   директор   слушатели   курса   почему   проблемы   публикуем   программу   слушателей   вопрос   программы   консультанта   российских   группы   опыт   нужно   вопросы   обучения   адизеса   время   новые   деятельности   автора   стратегии   сегодня   компании   управления   стратегического   ректора   организации   компаний   school   доктор   коллеги   стратегия   директора   программ   JoelLipman.Com

30.05.2017

«Формулирование мечты, её четкое видение, а затем правильная постановка целей и задач её достижения», - считает  Директор программы Executive MBA Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Ашот Сеферян.

Сейчас мы переживаем четвёртую индустриальную революцию. В мире постоянно что-то меняется. Мы просто пока не совсем понимаем, что именно

Такова точка зрения Ашота Сеферяна. Тем не менее он полагает, что не следует волноваться по поводу отсутствия определенности в деловом мире, и что возможно именно данная ситуация подтолкнёт Школы бизнеса и её слушателей к активным изменениям.

Неопределенность определённо (и в этом заключается вся ирония) является отличительной чертой жизни современного человека. Любой технологический прорыв, геополитические потрясения, радикальные изменения вкусов и поведения потребителей и множество прочих факторов оказывают сильнейшее влияние на повседневную жизнь человека в последние годы, и это вполне способно подорвать даже самую продуманную бизнес-стратегию.

В чем суть этой самой неопределённости и как лидерам искать пути её преодоления? Что такое стратегические сценарии и как менеджерам подготовиться к возможному возникновению нестандартных ситуаций? Как корпорациям следует строить межфункциональное сотрудничество в рамках многоотраслевых проектов? Какие шаги наиболее эффективны в ситуации постоянно меняющихся экономических условий? Что такое глобализация и как она влияет не только на международные компании, но и на локальные институты?

Именно эти вопросы обсуждают, исследуют и  стремятся найти на них ответы слушатели программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС.

Программа была запущена в 2001 году, и весной 2017 года была набрана уже 45-я группа слушателей. Все эти годы, программа была сфокусирована на вопросах стратегического менеджмента. Однако, Ашот Сеферян одним из первых осознал, что руководству бизнес-школ необходимо принять тот факт – и даже радоваться этому –  что стратегия в том виде, в котором мы её знаем, - это, возможно, уже удел прошлого.

Экономика – вещь довольно изменчивая, во многом ввиду происходящих с невероятной быстротой стремительных изменений на глобальном и локальном уровне», - поясняет он. «Возьмём, например, те же технологии. Мог ли кто-нибудь вообразить даже 10 лет назад, насколько прочно интернет войдёт в нашу жизнь? Каких-то 8 лет назад социальные сети были своего рода «развлечением» для продвинутых пользователей, теперь же мы не представляем свою жизнь без них. Когда-нибудь в будущем кто-то придумает название для той эпохи, что мы сейчас  переживаем. Ну как это было с  термином «средние века», который стал описанием событий, происходивших в тогдашней Европе на протяжении огромного временного отрезка в несколько веков.

Пять лет назад никто не мог даже предсказать возможность Brexit – выхода Великобритании из Евросоюза. Мы о подобных вещах даже не задумывались. Изменения сегодня происходят с огромной скоростью, гораздо быстрее, чем в прошлом, и планирование очень часто становится просто бессмысленным.

Глобализация – это не просто размывание границ в буквальном смысле слова, но также размывание границ сознания и мышления, и руководители Школ бизнеса должны четко осознавать данный факт.

Подобная точка зрения хорошо знакома большинству наших читателей. Но, несмотря на то что парадокс, о котором говорит Сеферян, это обычное дело для бизнес-школ, предлагаемое им решение выглядит неожиданным и убедительным.

Гуманитарные науки

Двадцать пять лет назад бизнес образование в основном фокусировалось на менеджменте, экономике, работе с кадрами, финансах или маркетинге. Предполагалось, что, соединив это все воедино в рамках программы, мы даем слушателям полное представление о мире бизнеса изнутри. Сегодня этого уже недостаточно. Скажу больше, отчасти это бесполезно.

Границы между «управлением» и «поведением» размылись, социальная среда постоянно меняется и, что более важно, она оказывает сильное влияние на бизнес-образование. Руководители Школ бизнеса должны беспокоиться не о том, как интернет влияет на бизнес, а смотреть на проблему значительно шире. А именно, как интернет влияет на всю нашу жизнь, потому что жизнь и работа более не ограничиваются стандартным девятичасовым рабочим днём и графиком 5/2.

Жизнь бизнесмена сегодня не замыкается на работе. Она многогранна и разнопланова и продолжается и после окончания рабочего дня. Школы бизнеса должны учитывать  фактор разноплановости интересов своих слушателей и адаптировать под это свои программы. Они должны включать в себя социальные и гуманитарные науки, а также учитывать экологические  и иные факторы окружающей нас среды.

В рамках программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС  мы пытаемся  соединить бизнес и гуманитарные науки,  приглашая режиссеров и писателей, историков и социологов, которые делятся со слушателями своим видением современного мира.

Какие уроки по стратегии, лидерству и этике можно почерпнуть в произведениях Толстого, Достоевского, Шекспира или Чехова?

В рамках этих дискуссий, слушатели узнают о том, что стратегия и видение является важнейшим элементом не только бизнеса, но и других областей жизни. Как гении изобразительного искусства Леонардо Да Винчи или Микеланджело, Шагал или Айвазовский тратили месяцы и даже годы на осмысление и планирование деталей при создание своих шедевров. Какие уроки по стратегии, лидерству и этике можно почерпнуть в произведениях Толстого, Достоевского, Шекспира или Чехова? То же касается и исторической социологии. Слушателям очень важно понять, почему одни страны успешно преодолели процессы модернизации, а другие нет. Какое влияние оказала глобализация на Россию, были ли в нашей истории примеры успешных модернизационных проектов  и что мы можем вынести из них для сегодняшнего дня?

Бизнес-мечтатели

«Мы стремимся создать поколение мечтателей», - с улыбкой говорит он. «Если у вас нет мечты, у вас нет ничего. Только мечтатели способны изменить мир. Мечта рождает идею, а идея рождает миссию, со всеми её «скрепами» в виде честности и этичности. Мы понимаем, что бизнес имеет свое Видение, но Мечта куда глубже.»

Давайте вспомним известное выссказывание борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга. Он ведь не говорил: «У меня есть миссия!». Напротив, он заявлял: «У меня есть МЕЧТА!»

Бизнес-школы должны способствовать тому, чтобы их слушатели становились мечтателями.

Ашот Сеферян считает, что слушатели MBA, которые умеют мечтать, станут теми, кто сможет изменить что-то к лучшему и в реальной жизни, ведь мы все мечтаем по-разному.

Это раньше сильнейший съедал слабого. Сегодня побеждает самый быстрый. Мир меняется быстрее чем  бизнесмены успевают собрать стратегическое совещание Совета Директоров или мы в Школе бизнеса делаем ре-дизайн наших программ. И впереди нас ждут еще большие изменения. И это должно находить отражение в наших образовательных программах. Все самые значительные инновации зачастую самые радикальные. 

Ответственное управление

Говоря о бизнесменах, Ашот Сеферян полагает, что они конечно должны быть честными и этичными. Но он считает, что мы должны трактовать эти понятия «значительно шире».

Бывший президент США Джон Кеннеди однажды сказал: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для своей страны». Это очень правильное и важное утверждение для деловых людей. Бизнес-лидерам необходимо быть вовлечёнными в общественные социальные программы.

«Мы стараемся набирать очень диверсифицированные учебные группы на программе  Executive MBA, представляющие разные регионы страны и сопредельные страны. Слушатели должны научиться понимать менталитет и устремления друг друга. Они должны быть мотивированы к личным изменениям, которые они в дальнейшем смогут перенести на окружающую действительность. Программе Executive MBA старается изменить их мышление, с тем, чтобы они перестали думать только категориями денег и расширяли горизонты своего видения, что неминуемо отразится на их карьере.»

Именно поэтому Ашот Сеферян считает, что традиционные требования АМВА к опыту работы слушателей не менее 3-х лет являются явно недостаточными, по крайней мере для слушателя Executive MBA.

«В ИБДА РАНХиГС мы требуем обычно 5-7 лет опыта работы, а наш типичный слушатель программы Executive MBA имеет обычно 15-18 лет опыта работы и не менее 7 лет опыта на руководящей должности. Они приходят не только для того, чтобы получить новые знания, но и поделиться своим опытом . Слушатели в аудитории ожидают, что мы будем скорее вести дискуссию, нежели читать им лекции. Они хотят представить свои идеи коллегам по программе, обсудить их вместе с ними. Они хотят понять, работают ли их идеи – скажем маркетинговые планы – также хорошо в Азии, как и в Европе. Они приходят не за тем, чтобы получить знания. У них их достаточно. Они приходят делиться своим опытом.»

Нарушая баланс

Не прекращаются дискуссии  о соотношении практических и теоретических знаний на программах, роли интерактивного обучения, когда слушатели более активно вовлечены в образовательный процесс. Все это напрямую связано как с  комплектованием группы слушателей, преподавательским составом школы, местонахождением, структурой программы, так и с взаимоотношениями Школ бизнеса как с самим бизнесом, так и обществом в целом.

«Кто они наши преподаватели? Это должны быть университетские профессора или практикующие бизнесмены?» - задает сам себе вопрос Ашот Сеферян. И тут же отвечает: «Перевес в ту или иную сторону был бы ошибкой. То же самое относится и к соотношению между отечественным и зарубежным опытом. В нашем случае слушатели должны уметь применять зарубежный опыт и знания в российской действительности и понимать, как их партнеры за рубежом ведут себя в похожих ситуациях. Программа помогает обрести друзей и коллег, делиться с ними идеями и находить  ответы на новые вопросы.»

Постоянные вызовы

Говоря о роли руководителей Школ бизнеса в адаптации к вызовам этой самой «четвертой индустриальной революции»,  Ашот Сеферян считает, что она состоит в том, чтобы возглавить эти изменения в бизнесе, нежели реагировать на них.

Как лидерам бизнес образования, нам приходится постоянно отвечать на вызовы бизнес среды, ведь мы находимся внутри нее. И нам приходится постоянно обучаться и гибко реагировать на изменения среды и оперативно вносить требуемые изменения в тот специфический продукт, который мы предлагаем рынку.

Мы не можем просто обучать, используя лишь кейсы. Мы должны применять современные образовательные инновации. Конечно, аудиторные занятия будут продолжать играть немаловажную роль в образовательном процессе, но новые технологии серьезно трансформируют его, и смешанное (Blended) обучение будет играть ключевую роль в новой образовательной среде. Многие существующие профессии уйдут в прошлое в ближайшие 10, а возможно и 5 лет. В итоге мы окажемся в условиях совершенно нового этапа становления системы образования.

Возвращаясь к проблеме неопределенности, Ашот Сеферян высказывает некоторые сомнения в том, насколько Школы бизнеса готовы к роли инкубаторов по подготовке лидеров будущего. Возможно ли вообще стратегическое планирование в условиях неопределённости и постоянных изменений?

Конечно, программы должны состоять из определённого числа базовых дисциплин, но поскольку  бизнес-образование должно меняется, то процесс преподавания специализаций, в нашем случае -«стратегии», должен предполагать обсуждение в аудитории в малых группах, с разных точек зрения и под разными углами.

Мы знаем, что  изменения неизбежны, трудно предсказать будущие условия, но нам все равно необходимо смотреть вдаль и постараться научиться видеть «лес за деревьями». Говоря о России, нам есть чему поучиться у наших соседей (в первую очередь у Китая) и сделать соответствующие прогнозы относительно того, какие нововведения изменят нашу жизнь.

В сегодняшних условиях долгосрочное планирование стало крайне затруднительным. И если в прошлом оно играло ключевую роль, то сегодня эта роль во многом перешла к Мечтам, Видению и Целям.

Взгляды Ашота Сеферяна схожи с идеями бизнес-гуру Питера Друкера, который является автором знаменитой фразы «культура поедает стратегию на завтрак». Он полагает, что мы живем в эпоху изменений, неразберихи и неопределенности. И эта действительность очевидно смогла оказать воздействие как на стратегию бизнес-школы, так и на сами бизнесы, к управлению которыми они готовят своих слушателей.

Нет четкого ответа на вопрос, как осуществлять планирование. Но по мнению Сеферяна создание новой культуры, способной оперативно действовать в условиях неопределенности, культуры, в которой мечта последовательно превращается в идею и затем в цель – вот то, что должно стать фундаментом стратегии бизнес-школы.

«В своей стратегии мы часто останавливаемся на уровне целей, так как руководители никогда не знают, что ждет впереди. Именно поэтому Школы бизнеса должны развивать у своих слушателей Видение, и готовить их к тому, что движение вперед и развитие должно быть постоянным и быстрым процессом. Такова специфика нашей действительности, и изменить её не в наших силах. Но мы можем извлечь из этого пользу.»

На самом деле я смотрю в будущее с оптимизмом. Несмотря ни на что, я продолжаю верить в успех…

Оригинал статьи на английском в PDF.

По материалам интервью
Директора программы Executive MBA Ашота Сеферяна
для специального издания Association of МВА (AMBA), май 2017. 

Облако тегов

менеджмента   наук   работы   президенте   службы   школы   института   executive   бизнес-образования   делового   ассоциации   менеджеров   людей   является   ранхигс   статью   мира   бизнес   мастер-класс   успешно   формата   академии   weekend   выпускников   бизнесе   области   программе   российской   новой   развитие   обучение   программа   модуль   торжественное   стратегическое   блоге   жизни   развития   образования   хозяйства   россии   интервью   университета   этот   лидерства   администрирования   адизес   своей   менеджмент   государственной   статье   такое   года   бизнеса   свой   человека   народного   ответы   курс   ибда   день   лидерство   управление   business   директор   слушатели   курса   почему   проблемы   публикуем   программу   слушателей   вопрос   программы   консультанта   российских   группы   опыт   нужно   вопросы   обучения   адизеса   время   новые   деятельности   автора   стратегии   сегодня   компании   управления   стратегического   ректора   организации   компаний   school   доктор   коллеги   стратегия   директора   программ   JoelLipman.Com