Теория стратегического менеджмента - Executive MBA ИБДА РАНХиГС
Нажмите для раскрытия меню

Программа
 
Программа

Желая строить,
Мы  место выберем и план начертим;
Когда же форма зданья нам ясна,
Прикинем мы расходы на постройку,
И если выше наших средств они,
Нам остается план наш сократить
Иль от постройки вовсе отказаться

Уильям Шекспир

 

 

Наши люди, как правило, в качестве цели берут светлое будущее (точка Б заметно выше точки А). Никто не проектирует темное будущее (кстати, зря!) — а то бы потратились на фонарики и свечки, батарейки и спички. Невелики затраты, зато вы будете готовы к разным поворотам судьбы. Наличие стратегии не избавляет от неприятностей и не гарантирует успеха. Зато выстраивает все «опилки» в магнитном поле цели, помогает сохранить ориентиры (в быстро меняющемся внешнем пространстве).

Стратегия – всегда парадокс. «Стратегия подобна попытке ехать на велосипеде и одновременно изобретать его». Сила может оказаться слабостью, угроза – возможностью и наоборот. Стратегия - это  не только и не столько цифры  и графики. Это процесс постоянного постижения реальности, предугадывания того, чего с ней будет дальше, это, наконец, процесс постоянного изучения и совершенствования себя самого. Потому что «план – ничто, планирование – все».

Уже почти четверть века я вхожу в Советы директоров различных производственных и торговых предприятий. Авторский курс «Стратегический менеджмент» при этом постоянно меняется. Точнее, слайды, раздатки меняются редко, а вот вопросы - часто. Я стараюсь, чтобы их, этих вопросов от слушателей, было как можно больше. Мы вместе строим курс на основе их проблем и их ситуаций.

И я все время вспоминаю какие-то истории из своей многолетней практики и практики коллег и клиентов – конечно, не с целью снабдить слушателей «правильными» ответами. Вопросы важнее ответов.

  • Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
  • Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
  • Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
  • Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
  • Является ли стратегия лучшим способом применения ресурсов организации?

Задача - помочь людям освободиться от неких шаблонов, трафаретов, стереотипов, посмотреть на мир более широко и объемно. И обязательно применить потом новое понимание и новые знания в домашней работе, которую слушатели выполняют после завершения курса – на основе изученных инструментов, применительно к своей компании.

Самый неудобный вопрос не только для бизнесмена, а для любого человека: а надо-то тебе чего? Зачем ты все это де­лаешь? Ведь тот же собственник — профессия, а не увлечение, не хобби. У него есть не только права и свободы, но и ответственность, и важнейшие обязанности — целеполагание, подбор и мотивация людей под это целеполагание. А разве не зависит стратегия от масштаба личности, способа мышления, ценностей человека?