Александра Кочеткова: «Дело не в потрясениях, а в том, что мы слабые, тупые и инертные»

Выпускница нашей программы, основатель первого мультимедийного ТВ канала Казахстана "Atameken Business Channel" Юлия Синчук создала проект "Business vs Coronavirus". Это серия интервью с преподавателями программы Executive MBA о том, как они видят управление компанией в период пандемии.

Первое интервью Юлия взяла у Александры Кочетковой, преподавателя Executive MBA РАНХиГС. Публикуем интервью полностью.

Одни на грани банкротства, другие уже закрылись. Третьи, в раздумьях как спасти свой бизнес, который строили годами. Пандемия внесла серьезные коррективы не только в стратегические планы компаний, но и операционную деятельность и корпоративное управление. Фаундеры схватились за головы, ведь будущее вдруг стало неопределённо и несостоятельно, их одолевают страх и сомнение, которые в свою очередь, ввергают в настоящее состояние паники. Что ждет впереди и как управлять бизнесом в кризисные периоды, поделилась Александра Кочеткова – доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

«Мы так раньше делали, а теперь не можем» – говорит бизнес. Не можешь как раньше – делай по-другому. Не можешь совсем – закройся. Отбрось иллюзии, открой глаза и выбирай, как справиться со встречным потоком.

А ПРОШЛОГО, ОП И НЕ СТАЛО

— Александра Игоревна, что происходит на ваш взгляд сейчас на самом деле — кризис, хаос или все вместе?

— Сейчас, собственно — не кризис. Обычная турбулентность, интересно складывающаяся и показывающая людям насколько они не готовы к настоящему хаотическому миру.

— Рушатся все системы, причем в глобальном масштабе, разве к такому как Covid19 можно подготовиться?

— Вопрос ведь не только в том, что у нас коронавирус, который все изменил. Вопрос в том, что у нас могут взорваться 2-3 АЭС, у нас проснулись вулканы, серьезные изменения температуры воды в океанах, новые бактерии, созданные для устранения крупнейшей природной катастрофы в Мексиканском заливе, которые в итоге уничтожили все живое и недавно обнаружены уже в Северном Ледовитом океане. Вот это начало. Когда начинается хаос, он сначала разгоняется. Давайте, представим падающий самолет, в первые секунды он просто летит вниз – планируя, как-то балансируя в воздухе, как-то пытаясь что-то делать, далее возникают турбулентные воздушные потоки, которые рождаясь самостоятельно, начинают его выкручивать, растягивать, отрывать от него части. Вот что происходит сейчас.

Время возникновения Covid19 в декабре 2019 года надо считать точкой бифуркации — необратимого окончательного перехода, мгновенного. Мы никак не можем увидеть эти точки. Мы можем их чувствовать, но предсказать в какой момент, что будет триггером рождения черной дыры, после прохождения которой мир будет практически другим — невозможно. Даже те, кто занимается исследованиями хаоса, не знает, что находится по ту сторону черных дыр. О чем, собственно, писал Насим Талеб в «Черном лебеде» — все что человек может предсказать — это «белые лебеди», все что он может вероятно себе представить это «серые лебеди». «Черных лебедей», предсказать невозможно, их можно предощутить и последствия их рождения никак невозможно знать заранее.

— В общем, легче не будет, по-старому тоже…

— Современный мир — эволюционный вызов для человечества, одновременно это и естественный отбор. На днях в новостях по Евроньюс шел репортаж о жизнеспособности бистро в Париже. В интервью владелец одной из закусочных, говоря о необходимости помощи его бизнесу, произносит: «Погибнут все, ну что же останутся одни Макдональдсы?!». Мы должны понимать, что да, останутся одни Макдональдсы. Потому что вместо того, чтобы ныть, необходимо задуматься, а почему собственно Макдональдс является жизнеспособной формой жизни, а бистро нет. И мы понимаем — тепличным растениям пришел конец.

Выживут те, кто продемонстрирует наибольшую живучесть, нейропластичность, адаптивность.

С другой стороны, конечно, ситуация — стимул. Она показывает все несостоятельные утверждения бизнеса, о том, что у них готовы IT-платформы или что IT-платформы не нужны. Бизнес и человек все время цепляется за прошлое. А прошлого оп, и не стало. Будет оно? Нет, не будет!

Почему мир панически хочет выходить из изоляции? Потому что люди прекрасно понимают: мир утекает сквозь пальцы, он разрушается прямо на глазах. Если они выйдут сейчас на работу, наверное, что-то изменится. Но это иллюзия, ничего не изменится, все пойдет ровно туда куда и шло, развиваться будут онлайн бизнесы, компании поймут, что напрасно они цеплялись за офисы, удаленка — это нормально. Соответственно пойдут на дно HR со своим нарощенным функционалом и организационное строительство. Может быть не быстро, может быстро. Мы не знаем как, мы не знаем, что останется на плаву, что у нас будет вечностью. Но многие системы прекратят свое существование в одночасье в связи с исчезновением смысла.

— Мы проходили разные кризисы и готовы к низким нефтяным ценам, к обесцениваю валюты — неважно тенге или рубля, но все это плюс коронавирус, закрытие границ, изоляция — это перебор. Да, мы цепляемся за прошлое, потому что не хотим таких потрясений.

— Мы цепляемся не потому, что не хотим потрясений, а потому что мы не адаптивны. У каждого человека в жизни были потрясения, но каждый человек вместо того, чтобы адаптироваться, на самом деле желает только одного, чтобы все это исчезло и было по-старому. Причем это как внутренняя мантра, как молитва, сидит в голове вместо того, чтобы однажды прозреть и увидеть, как живёт все живое на Земле. И если у живого, вдруг исчезает солнечный свет, оно либо умирает, либо учится жить без солнечного света. Никто не цепляется за старое, и только человек обладает этой способностью.

НЕ ТУПИТЕ

— Вечный вопрос, что делать? Как управлять бизнесом в период неопределенности?

— Надо признать вот что: мы слабые, тупые и инертные! Понимаем это?! Мне сейчас приходят сообщения от некоторых моих выпускников-бизнесменов, которые только проснулись и хорошую фразу они пишут: «Ладно, мы неделю позависали, а теперь поняли выхода нет…». Вот это важно. Выкарабкаются те, кто вовремя проснется, сообразит, что он дальше будет делать и поднимется. Посмотрели на ситуацию, выдохнули, пережили ужас, крах, смерть прошлого. Понимаем, что мир никогда больше не будет безопасен, все необратимо изменится, в том числе форматы существования, психологическая сторона, и делаем шаг вперед. Потому что, чем дольше сидеть бездумно, поддаваться панике или молиться, тем хуже будет ситуация. Люди либо учатся понимать, осознавать, принимать решения и условия игры, либо они выбывают. И дело не в коронавирусе. Коронавирус через несколько месяцев станет такой же обыденностью, как и все вирусы, которыми мы болеем.

Интервью с Александрой Кочетковой

Сейчас период осознания для людей, лидеров, бизнесменов, такой ехидный момент, когда надо сказать, ну что – это ты говорил, что не нужен интернет-магазин? Это ты считал, что всю жизнь будешь заниматься своим унылым бизнесом и считать в стратегии 10-и процентное увеличение объёма? Ну как? Это правильно все? Вот мне интересно посмотреть на SWOT- анализ компаний, как же у них выглядят сейчас угрозы с возможностями?

— В том и дело, как в стратегиях учесть такие риски?

— Предсказывать — дело неблагодарное, предвидеть можно было. Есть масса людей, которые чувствовали и знали, что-то произойдёт, они пытались предупредить.

У меня много знакомых, у которых бизнес прет бешеными темпами, они не успевают искать курьеров, сборщиков заказов…и люди рады происходящему

— Это какой бизнес растет?

— Совершенно разные. Один, связан с продажей в интернете хороших ювелирных изделий — качественные камни с дешевыми металлами типа меди, серебра, латуни. Другой бизнес по созданию удивительных икон.

И магазины могли бы вырасти, если бы не лгали, например, «Перекресток», OBI и многие другие, что у них хорошие IT-платформы, а в результате они просто не выдерживают. Те, кто мгновенно принял сложившиеся условия и начал работать в них, живет дальше. У них бифуркации не произошло, ничего не изменилось.

— Если сделаем некоторые выводы. Как прежде не будет, только еще хуже, пожалуй. Надо быть гибче, умело встраиваться и двигаться вперед...

— Я вас поправлю. Будут свои войны, будут свои противостояния, возможно появится бизнес-терроризм и еще что-нибудь, но ничего страшного не происходит. Нельзя нагнетать ситуацию и говорить, что хаос ужасен, это в принципе неверно.

Первое, что надо сделать человеку, если мы говорим о требованиях к людям и компаниям — это растянуть свои мозги для того, чтобы понять вот эту инаковость, нетаковость. Каким другим будет мир?

Я люблю рассказывать стратегию Леруа Мерлен, за реализацией которой наблюдаю. Магазины были ориентированы на профессиональную касту клиентов, которые понимают, что такое строительство, ремонт, дизайн, свойства материалов. Но наблюдения за экономикой и рынками будущего показывали, что уровень профессиональной вовлеченности в строительную отрасль падает, среди клиентов становится больше дилетантов плюс надвигается экономика впечатлений, эмоций, чувств. И вот однажды вместо прораба — компетентного специалиста на пороге магазина, да простят меня дорогие дамы, «блондинка». Давайте сейчас без юмора, серьезно, дама, которая не знает, чем закончилась вторая мировая и не помнит таблицу умножения, которой грустно, и она пришла за радостью. Мы должны понимать, что это клиент, у нее есть деньги, поэтому вы сидите, пьете с ней чай, разговариваете о жизни, смотрите как бегает ее песик, показываете аккуратно разные картинки дизайна и понимаете, что продаете больше не стройматериалы, а настрой души. Стратегия компании потребовала от людей стать творцами, коучами, отчасти психиатрами, психоаналитиками включая получение специфических дипломов, кем угодно — только не продавцами. И вот эта глобальная нетаковость совершенно феерическая в исполнении живой невыдуманной компании. У них теперь в торговом зале нет полок, только кьюбиклы: где в одном дизайн, в другом инженерные коммуникации, в третьем текстиль для дома, — и клиент сотворец, он главный. И это по-настоящему персонификация. При этом компания Леруа Мерлен — массовый бизнес. Мы понимаем на что замахнулась компания, но также мы понимаем удивительную вещь, она выиграла. Как бы дико это не выглядело вначале. При разработке таких стратегий обычно крутят у виска и говорят: «Вы сумасшедшие, мы итак будет продавать, у нас все хорошо». Поэтому важно выворачиваться наизнанку и искать нетаковость.

Каждое утро просматривайте новостные ленты, которые связаны с научно-техническими новинками, смотрите то удивительное, что рождается сейчас, наблюдайте за молодежью, потому что они будущие потребители, и за странными тенденциями, которые рождаются. Смотрите рынки труда, странные профессии, которые предлагаются и которые ищут. Начиная с поднимателей пингвинов, обнимателей котиков, семьей на час и заканчивая профессией человека, читающего вашим детям сказку по Zoom. Рождение мира, которое предсказывал Фукуяма, сейчас происходит. Если человек сумеет прорваться сквозь собственную ограниченность, у него мгновенно упадут шоры, и он увидит дверь в будущее, как Буратино, вот — это золотой ключик.

ЗАСТРЕЛИТЬСЯ НАДО УМЕТЬ ВОВРЕМЯ

— Сейчас будет много банкротств, пострадает в первую очередь, малый и средний бизнес. Это постоянный стресс, только открыл, запустил, встал на ноги, кризис…

— Избыточный стресс возникает у человека, когда он не может придумать решение, принять действительность, испытывает тяжелейший страх, который опять вызван дезадаптивностью. У тебя гибнет бизнес, закрой его, не тяни ресурс, не надо брать кредиты, если ты чувствуешь, что пауза будет долгой. Вот сейчас у людей должно поменяться ощущение риска, из умозрительной категории он должен стать абсолютно ощутимой. Этот период — это «пендель» всем способностям человеческим. Перегрузки мы рождаем сами, своей неосознанностью, своим отношением и, в частности, спасением того, что спасать не надо.

Если мы понимаем, что человек с трудом взлетал, только раскрутился, может схема неправильная, неэффективная? Опять к тому репортажу про бистро давайте вернемся. Владелец бистро в Париже сам знает ответ, на свой вопрос, говоря, что его кафе перестанет существовать, останется один Макдональдс. Так что же такого в великой схеме Макдональдса, что позволяет ему выжить? Ищите, смотрите, возможно культура потребления или стандартизация расходников, а может франчайзинг, брендинг, обучение людей, благотворительность, может совокупность факторов…Когда умерла контора Кука в конце прошлого года, это был знак — вот система, не пережившая изменений еще до остановки туризма в целом. Молодцы, правильно сделали…Застрелиться надо вовремя уметь.

Не надо никаких кредитов, не надо сожалеть, надо просто недрогнувшей рукой взять и закрыть, потому что дальше потери будут страшны.

Надо не бороться с потоком бесконечно в пику: мы вот так раньше делали, а теперь не можем. Ну не можешь — делай по-другому, совсем не можешь — закройся, тяжело — значит путь неправильный, выбери другой. Нет никаких магических советов, просто отбрось иллюзии, глаза раскрой, дай двигаться потоку. Выбирай, ты под потоком, в середине потока, над потоком, а может в сторонке постоишь на берегу. Мне нравятся люди, которые законсервировали бизнес, распустили работников, платят только налог на недвижимость, коммуналку приостановили. Получится — воскресну, не получится — продам. Что дергаться-то…Ах, кредитов набрали?! Но простите, надо было раньше думать. Предупреждали, не набирайте сверхкредитной массы, нельзя жить только на заемные деньги, надо балансировать финансовые потоки, обеспечивать финансовую устойчивость.

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

— Все ждут окончания пандемии в надежде на быстрое восстановление. Поэтому пытаются сохранить сотрудников и оставаться хоть как-то на плаву…

— Ни за какие 2-3 месяца пандемия не закончится. Вот что говорят врачи. У нас будет три волны заражения, только потом пойдет спад. К лету, как только люди выйдут на улицу, заражение станет повальным, тем более что оно бессимптомно. Смертность может резко подскочить, это будет вторая волна и потом, когда окончательно снимут ограничения будет третья волна. Это правда, кому бы, чтобы не хотелось. Что касается экономики, то машина обязательно поедет, только прежней она не будет. Если мы сейчас посмотрим на те прогнозы, которые дает ЕС, то аукаться будет от 6 лет и больше. Будет большая безработица. Ведь пандемия закончится и компании назад никого брать не будут. Потому что, первое — они поняли, как хороша удаленка, и второе — посчитали, сколько денег они могут сэкономить на содержании офиса.

— Работа в офисе целый ритуал. Туда приходят не только работать, но и общаться, пить кофе, носить бумажки из кабинета в кабинет в конце концов…

— Ключевой голос в компании кому принадлежит? Акционерам, не так ли? И им достаточно показать суммы экономии на офисе и романтика закончится, мгновенно…

— Как тогда поддерживать командный дух, заряжать общими стратегическими целями и смыслами?

— Для того, чтобы вы видели куда мы движемся, достаточно разослать стратегию по почте и взять с каждого подписку, что ее прочли. Потом проэкзаменовать. У нас свободный рынок и сейчас последует еще один шоковый удар. Когда компании вдруг осознают, что на рынке труда ограничений нет. Если это удаленка, я, наконец-то, могу нанять китайцев, испанцев, кого угодно — высокоэффективных людей со всего мира. И если им выгодно со мной, им хорошо со мной, они никуда не денутся, не надо им мозги промывать лишний раз. От топ-менеджеров нужен смысл, интересные задачи, достойная оплата. И, наконец, появится чистая мотивационная система, люди приходят в компанию за интересом, компания принимает людей за интересом. Интерес этот сходится в какой-то точке, и мы сотрудничаем, больше никто никому ничего не должен.

ЭТО ПЕНДЕЛЬ ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СПОСОБНОСТЯМ

— На что обратить внимание собственникам и топ-менеджерам?

— Многие люди сейчас поймут, что такое по-настоящему жить, проводить время с родными, испытывать тепло, любовь — это будет второй глубочайший сдвиг. Первый — на тему кто кому нужен, а второй — зачем мы живем.

Если мы сейчас обобщим чего требует этот мир от людей, он требует осознанности. Если лидер осознает зачем и как он живет, что он будет делать, куда пойдет, у него будет все в порядке со стратегией, развитием, пониманием. Он сможет на любом языке объяснить, чем он занимается, сплотить команду, да много чего сделать.

Нужны конечно — энергетическая пластичность, внутренняя мощь, туда же любовь и вера, гигантская скорость и еще ряд навыков, связанных с чистым хаосом — умение быть поточным, знать, что такое видение, как использовать интуицию, визуализацию, системное мышление — это мощные инструменты. Фактически у нас сейчас такой божественный пинок, чтобы человечество вылезло из бесконечного конформизма и начало превращаться из обезьяны в человека повторно. Даже если мы сейчас успокоимся и у нас будет спокойный период похожий на прошлое, это все равно не будет прошлым.

Мир с этого момента будет меняться бесконечно: сильнее, слабее, – и единственное, что надо делать – меняться вместе с ним.

Можно сопротивляться, если у бизнеса высокая мощность и вы понимаете, во что это обойдется и чем кончится, можно попробовать. Можно создать вечный бизнес, например, производство сахара, который будет нужен до тех пор, пока человечество существует на земле и пока ему потребен сахар. То есть, у нас останется в живых вечное и бесконечно изменчивое, придется стать либо вечным, либо изменчивым, либо покинуть историческую сцену.

Александра Кочеткова - бизнес-тренер, консультант в сфере развития организации, стратегического и антикризисного управления, личного и лидерского развития. Специалист по организационной архитектуре и динамике: формирование структур и систем различного типа; сопровождение процесса внедрения новой архитектуры; развитие и проведение изменений в организации.

Александра Кочеткова ведет курс Эволюция организаций в условиях неопределенности на программе Executive MBA ИБДА РАНХиГС