fbpx

Новости

Людмила Мосина: «Другой жизни у нас не будет. Мы сейчас живем, и это не репетиция».

Новое интервью выпускницы Юлии Синчук в проекте "Business vs Coronavirus" – с Людмилой Мосиной, директором Института психогенетики и эффективного поведения,преподавателем программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, о том, как приводить себя в оптимальное состояние, принимать взвешенные решения в бизнесе, контролировать свое мышление в сложных условиях.
Публикуем интервью полностью.

«Вакцины против уныния не существует», — говорит Людмила Мосина. «А вот от коронавируса, вероятно, скоро появится». Как приводить себя в ресурсное состояние, принимать взвешенные решения в бизнесе, контролировать свое мышление, находить источники энергии, одним словом, «жить на полной мощности»? Поделилась профессор-практик Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, директор Института психогенетики и эффективного поведения — Людмила Мосина.

ДЛЯ ЛЮБЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НУЖЕН ИЗБЫТОК ЭНЕРГИИ

— Людмила Михайловна, как реагировать на те события, зачастую негативные, которые происходят сейчас в мире? Я имею в виду адекватно реагировать, реально оценивать, потому что в нашем информационном хаосе это сделать сложно.

— Сегодняшняя ситуация затрагивает практически каждого человека, хотя степень ее влияния может отличаться. Напомню цитату Стивена Кови: «Факты вне толкования не имеют смысла». А я всегда говорю: «Человек — Бог, той реальности, в которой он живет», то есть мы проживаем свое мышление. Есть классическая модель восприятия АВС, где А — реальная ситуация (как будто запись видео), В — ее интерпретация (оценочное суждение), С — наши реакции и импульсы. Другой вопрос: что вы берете из внешнего мира и какие фильтры у вас стоят?

То, что мы видим, на чем акцентируем свое внимание, во многом определяет нашу картину миру и формирует оценку происходящего. И эти картины мира могут сильно отличаться у разных людей.

Да, безусловно, пандемия существует. И в этой ситуации присутствуют все четыре основных фактора, вызывающих психологический стресс. Первый — вы не можете контролировать ситуацию, второй — недостаточно информации, третий — отсутствие возможности встреч с друзьями, отдыха или развлечений, и четвертый — ощущение, что дальше будет только хуже. У многих из нас появилось чувство страха, а оно только усиливает стресс. В ситуации стресса ослабляется тормозный контроль над подкорковыми центрами мозга. Расторможенность приводит к феномену “блуждания ума”, которое на фоне стресса и усталости окрашивается негативом. В состоянии стресса значимость негативных факторов выше, и они автоматически притягивают внимание.

Недовольный человек в 8-10 раз активнее довольного. И наша «недовольная часть» тоже активнее радостной и довольной.

Во время стресса наше восприятие и мышление заметно меняются. У нас скачет фокус внимания, происходит автоматическое ограничение восприятия информации, мы преувеличиваем значение негатива, ухудшаются конкретные когнитивные навыки, сужается горизонт планирования и возможность учитывать последствия своих действий, усиливаются стереотипность и туннельное восприятие.

Самое неприятное в этом то, что, находясь внутри ситуации, мы не замечаем, что происходит с нами, то есть «глазом глаз не увидеть» …

— Как улучшить свое самочувствие и научиться использовать наиболее достоверную информацию, способствующую продвижению по жизни?

— Условно представим ситуацию: мы сидим в самолете, пристегнутые ремнями безопасности. Самолет в зоне турбулентности. Состояние пилота тоже в определенной мере непредсказуемо. Когда можно будет отстегнуть ремни и даже просто прогуляться по салону, тоже неизвестно. Вопрос. Вам есть чем заняться в самолете?

Да, многие сейчас находятся в ситуации, когда почти ни на что повлиять невозможно. Но вот в этом «почти» и кроются возможности и важные детали.

Где наша самая сильная мысль, там и энергия. Направляя внимание на возможности, на то, что можете сделать сейчас, вы повышаете свои шансы на самосохранение даже в самой сильной турбулентности.

Обязательно надо выбрать время, чтобы подумать и понять, что для вас важно. А наша способность в ситуации неопределенности направить происходящие события в поле своих интересов и есть, та самая креативность, о которой так много говорят.

Важно понимать вот такую штуку, что в ситуации стресса, особенно если он затяжной, снижаются функции организма. Желудок перестает активно работать, почки, надпочечники и прочее. Включаются те системы, которые необходимы для оптимального поведения в кризисной ситуации: повышается частота пульса и дыхания, усиливается кровоток к основным мышечным группам на тот случай, если придется бежать. Встроенная в наш организм система реакции на стресс прекрасно приспособлена для ответа на непредвиденные опасности, но в ситуации хронического стресса она оборачивается против нас. Долго находиться в таком состоянии не просто вредно, а опасно.

— Что нужно делать?

— Нужно помнить, что умеренный стресс может принести пользу и сделать нас более устойчивыми. Важный момент: научитесь получать удовольствие от самых простых вещей: общение с другом (хоть и онлайн), чашечка кофе и/или бокал вина, хорошая книга. И вообще, хорошо бы знать, что приводит вас в ресурсное состояние. Обычно у вещей, доставляющих нам удовольствие, есть общая черта — каждая из них активирует контур поощрения в нашем мозге. Эволюция «придумала» эту систему так, что мы находим удовольствие в тех базовых функциях, которые позволяют нам выжить. Удовольствия надо уметь планировать и выделять для этого достаточно времени, даже если у вас плотный график. Для выживания нам важны удовольствия, и это факт, подтвержденный учеными. Подробнее об этом можно почитать в книге Венди Сузуки «Странная девочка, которая влюбилась в мозг».

Интервью с Игорем Альтшулером

Первый шаг, который я всем рекомендую сделать в любой сложной ситуации — это сказать себе: «Сейчас это так». Для каждого текущая реальность будет выглядеть по-своему. Но вы напишите для себя, опишите ситуацию. Второй шаг: взгляните на ситуацию и запишите то, что не можете сейчас сделать, например: «Я не могу сейчас: проходить ежедневно свои километры, выезжать на встречи, платить достойную зарплату сотрудникам, думать о развитии бизнеса» и так далее. Как только переносите на бумагу, лучше понимаете происходящее. Следующий шаг: запишите то, что сейчас вы можете делать: «Я могу больше заниматься со своими детьми, слушать выступления на TED, проводить онлайн-встречи, подумать над новым проектом». Как только вы напишете, чего не можете сейчас делать, то может оказаться, что таких вещей не так уж много. Сфокусируйтесь на том, что все-таки делать можете.

Я всегда говорю, что для любых изменений нужен избыток энергии. Избыток. Потому что на том же уровне энергии, который есть, вы будете ехать туда же и на той же самой скорости. Нам нужно выше, дальше, мощнее…

А как сейчас создать избыток энергии? И какой энергии? Вы знаете, что принято выделять четыре уровня энергии: физический, эмоциональный, ментальный и духовный. Я всегда рекомендую начинать с хорошего физического уровня и сейчас появились дополнительные возможности позаботиться о вашем теле. Мой пример: я никогда не готовила дома идеальный завтрак, ссылки на то, что у меня нет на это времени, сейчас не проходят. Времени достаточно, а я этого не делаю. Почему? Это всегда точки роста. Теперь, правда, делаю.

Что дает вам положительные эмоции? Как поддерживать отличный интеллектуальный тонус? И о духовности сейчас подумать больше возможностей. Вообще, полезно быть на диете хороших новостей. Это непросто и иногда мы должны быть в курсе всего, что имеет отношение к нашей жизни. Кто-то говорит мне: «Ты оптимистка». Я отвечаю: «Оптимист — это тот, кто и на кладбище видит плюсики. Я реалист, то есть создаю свою реальность, ту жизнь, в которой хочу находиться. И четко осознаю те вещи, на которые повлиять не могу». Во всяком случае, пока это так.

 

КОМПАНИЯ —ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА

— Какие особенности в принятии решений в сложных ситуациях, например, как сейчас, в период пандемии?

— Существуют стратегические, тактические и оперативные решения. Принимаются они в условиях наличия, недостатка или отсутствии информации. И время на принятие решений может быть ограничено. Я вначале думала, что сейчас каждому из нас приходится принимать срочные решения в условиях нехватки, дефицита или отсутствия информации. Но оказалось далеко не так. Одна моя клиентка решила принять стратегически важное решение. Она пригласила людей, которые будут разрабатывать бренд для ее компании. Раньше у нее на это не было времени. Сейчас оно появилось, и она так его использует. Другой мой клиент сократил какие-то проекты, но не перестал работать над собой. Он принял стратегически важное решение: личностное развитие стоит на первом месте. А компания, скажу я вам — продолжение ее владельца. Каждое наше убеждение влияет на принимаемые решения. Вот он сконцентрирован на этом. Принимает ли он оперативные решения? Безусловно. Но он говорит: «Если бы не мое умение себя настраивать, приводить в ресурсное состояние, я бы многие решения либо принимал намного дольше, либо вообще на время отказался от каких-то важных действий». Один из моих знакомых, сказал: «Моего финансового запаса хватит на год. Это позволит поддерживать жизнь в компании и платить сотрудникам также, как и раньше». А дальше… Мне кажется, этот человек сможет создать и еще что-то полезное.

ЛЮДМИЛА МОСИНА — консультант по психологии управления, сертифицированный консультант по психосоматической медицине, автор дистанционных курсов «Стратегическое лидерство», «Эффективные деловые коммуникации», автор статей по лидерству, мотивации и конфликт-менеджменту. 25 лет занимается индивидуальным и семейным консультированием, провела более 1000 открытых семинаров по психогенетике и эффективному поведению. Сфера профессиональных интересов: лидерство и развитие лидерского потенциала, эффективное поведение, лайфменеджмент, нейропсихология, кармический менеджмент. 

Людмила Мосина ведет курс Результативный мозг и принятие решений на программе Executive MBA ИБДА РАНХиГС

Успешен не тот, кто не падает, а тот, кто встал на один раз больше.

Нейропсихология подтверждает, что в принятии решений всегда задействованы интуиция и эмоции, а не только логика и анализ. Сейчас время, когда ваши эмоции могут вам как помочь, так и помешать принять оптимальное решение — в отношении себя, своего состояния, развития бизнеса. Поэтому сначала состояние, потом действие — это имеет жизненно важное значение.

— Есть ли какие-то инструменты, которыми можно воспользоваться для принятия решений?

— Здесь важный момент. Прежде чем решать, надо определить проблему. Поэтому первый шаг — понять, в чем проблема — в состоянии, в страхе, в отсутствии какого-то ресурса. Любая нехватка приводит к ограничениям возможностей. Мы с вами знаем, что финансы — это кровеносная система любого проекта. И если сейчас вы осознаете, что проблемы финансовые — нет денег, возможности платить зарплату и прочее, то вопрос такой: «Как это произошло? Могу ли я сейчас что-то сделать?».

Дальше, второй шаг — выявление и взвешивание всех факторов, которые есть. С состоянием как-то все справляются сейчас, есть профессиональные психологи, можно обратиться. Но, когда у вас не достает финансового ресурса, а вы думаете, что именно деньги помогут вам решить вашу проблему, то вы можете задать себе вопрос и поразмышлять на тему: «Как случилось так, что у меня не было запаса? Почему я всегда жил в кредит? Что я могу изменить и какие есть альтернативы — закрыть бизнес, сократить людей, договориться с партнерами».

Один наш выпускник (от ред. по программе EMBA ИБДА), владелец ресторанного бизнеса, на период карантина организовал кейтеринг. Он взвесил все альтернативы. Рестораны закрыты, но он нашел выход — лепить пельмени и вареники. Вы будет правы, если скажете: «Значит, у него на это были деньги». Другой знакомый ресторатор, чтобы бизнес не умер, предложил сотрудникам стать соакционерами, вложиться своими деньгами, и они согласились. Почему? Потому что доверяют владельцу. Доверие — это такая же валюта, как и финансы. И есть еще один мой клиент, тоже с ресторанным бизнесом. Его заведение закрыто. Бизнес был построен на обслуживании другой компании. Она затихла в карантин, и ресторан перестал быть нужен. Но у человека есть финансовая подушка, и он сейчас разрабатывает новую стратегию, в которой три сценария. Первый, на тот случай, если компания закроется и его ресторан тоже. Второй, что компания сохранится и что-то будет. И третий, а что вообще хотелось бы делать, если бы возможности не были ограничены обязательствами перед партнерами? И, вы знаете, это видение привело к невероятным результатам. Я ему сказала: «Придумай, как бы ты хотел, чтобы развивался твой бизнес? Как бы ты хотел, чтобы выглядела твоя жизнь через год?». Когда он написал, чего он хочет в действительности, изменились траектория и вектор его движения. «Да это будет ресторан. Я не хочу вообще работать на ту компанию», — сказал он. Жизнь исполнила его желание. Просто вот таким путем. И он говорит: «Боже мой, я столько времени переживал, как мне все это сохранить, а мне не нужно!».

Помните известную фразу: «Мы часто переоцениваем то, что можем сделать за год и недооцениваем то, что можем сделать за десять лет». Ее приписывают Биллу Гейтсу, но я услышала от Германа Грефа. И вот не надо переоценивать и думать, что вы быстро справитесь с тем, что происходит — скорее нет, чем да. Но и недооценивать не стоит то, что через 3 года, 5 лет, вы создадите желаемый проект, реализуете свои возможности, набравшись опыта и проявив свои лучшие качества.

— Хорошо, когда ты собственник бизнеса. Сам принимаешь решения, сам рискуешь и несешь ответственность. Если в компании несколько собственников, а ты уверен в правильности своих действий. Как повлиять на решение партнеров и убедить их принять твою сторону?

— Если бы мой клиент обратился ко мне с этим вопросом, я бы задала встречный: «А раньше они всегда с вами соглашались?». Приведу пример реальной компании, в которой три акционера. Они редко соглашаются по каким-то вопросам, но от того, договорятся они или нет, зависит их прибыль. Сейчас у них похожая ситуация. Один из акционеров взял на себя оперативное управление, свою власть он нарабатывал прежними действиями, то есть у него есть это влияние. Если влияния нет, то как быть убедительным?

Влиятельными мы становимся тогда, когда у нас достаточный уровень энергии. Если у вас есть энергия, вы проходите определенные барьеры и ваши слова воспринимаются совершенно иначе.

Другой момент — история ваших отношений. Если есть история успешного решения проблем в прошлом, вполне вероятно, что этот опыт сработает на вас. Если такого опыта нет, то я задаю вопрос: «А почему они должны вам доверять? Почему вы думаете, что вы правы?». Это важный вопрос, на который нужно себе ответить.

Некоторые мои клиенты сейчас отложили консультации. Я не смогла их убедить в необходимости продолжать. Вопрос: «Почему они должны мне в это непростое время доверять и идти за мной?». Я начала думать. Оказалось, в прошлом, я не создавала этот фундамент. Шла, условно, у клиентов на поводу. Они хотели техники и инструменты, я их давала. А фундаментально многие вещи с ними не проработала. Ценность того, что я делаю, для них не была очевидной. Возможно, для акционеров, которые не могут к вам прислушаться или к кому-то еще, не очевидна ценность того, что вы делаете. И сейчас самое время продемонстрировать ваши возможности. А еще подумайте над тем, что упускали и почему не уделяли внимание тому, чтобы создать вот эти отношения доверия и поддержки.

Раньше говорили, выживает сильнейший. Сейчас говорят, выживает гибкий, адаптивный. Правда, звучит это уже по-другому: «Выживает человек способный к сотрудничеству». Поэтому, если вас кто-то не слышит, задайте себе вопрос: «Кого я не слышу, с кем я отказываюсь сотрудничать?».

Искать виноватых или обвинять себя — путь в никуда. Вопрос должен стоять так: «Что надо сделать, что я могу сделать, что я хочу сделать?". Вот этот треугольник самоопределения — хочу, могу и надо, сейчас как никогда актуален. Например: «Я бы хотела сейчас жить в таком-то режиме, но мне надо изменить систему взаимоотношений с моими сотрудниками. Что я могу? А могу я это, это, это...». Чтобы найти баланс между хочу и надо, определите важные вещи, расставьте приоритеты, осознайте свои ресурсы. Перегружаться также опасно, как и недогружаться, и сейчас не та ситуация, когда можно позволить себе оставаться на диване, смотреть в потолок и просто мечтать.

ЖИЗНЬ — ЭТО СЕРИЯ РАЗНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

— Мы поговорили о том, как правильно донести свои решения партнерам и акционерам. А если это сотрудники? Как озвучить непростые, иногда радикальные решения своему коллективу? Например, о закрытии бизнеса, увольнении людей. Как сообщить правильно, чтобы тебя поняли и самого совесть не мучила?

— Первый раз мне пришлось увольнять, когда я работала советником президента Монтажспецбанка. Это был 1995 год. Президент банка пригласил итальянского консультанта, он посмотрел, оптимизировал структуру, после чего надо было уволить 100 из 500 сотрудников. Технология увольнения, которую я тогда применила, заключалась в следующем. Первое, что вы должны сделать, это сообщить человеку, что вы с ним расстаетесь. Второе, продолжать с ним разговор как уже с уволенным сотрудником. Это позволит формализовать процесс и исключит возможность взывать к жалости. Он говорит: «Как же так, мы с тобой такой путь прошли, я внес такой вклад…». Но вы разговариваете в другом ключе. Это непросто. Мне давалось тяжело. Я смотрела на этих людей как на неполноценных, неспособных справиться с этой ситуацией. Сегодня у меня есть понимание того, что смотреть на человека, который обязательно справится с трудностями, очень важно. Да, вы должны помочь. Возможно, выплатить «золотой парашют», предложить рекомендации, сделать все, что в ваших силах. Но ключевой может быть следующая фраза: «Раньше мы пели хором, и каждый был нужен. Мы могли петь тише, громче, вместе и по отдельности. Однако, хоровое пение — это один вид искусства. Сейчас мы исполняем сольные балетные партии. Мы расстаемся с тобой. Научишься, вернешься. А сейчас остаются те люди, которые способны эти сольные балетные партии исполнять наилучшим образом». Конечно, это метафора, которую я позаимствовала у В.К. Тарасова (от ред. В.К. Тарасов — основатель и руководитель первой школы бизнеса на территории бывшего Советского Союза — Таллинской школы менеджеров).

Мы всегда должны думать: «А что я еще умею делать, каким ремеслом владею?». Независимо, собственник вы или наемный сотрудник. Я первый раз потеряла работу в конце 80-х годов. Было сокращение в госкорпорации. Осталась без средств к существованию, особого опыта и долгами. Помню, иду домой и думаю: «Что же я буду делать? Полы в подъездах мыть? Но все должности заняты».

Когда тебе дают «коленом под зад», у тебя вырастают крылья. В моем случае все сложилось, но переживаний было много, и слез, и страданий. Позже прошла стажировку у мега профессионалов, а потом получила и блестящее предложение о работе. И знаете, мне помогли люди, которые меня уволили. Когда я пришла в отдел кадров подписать документы, мне сказали: «Как бы мы хорошо к тебе ни относились, мы вынуждены это сделать». Я им ответила: «Я вам очень сочувствую, я-то справлюсь, меня кто-нибудь обязательно поддержит. А вот вам приходится столько плохих новостей людям сообщать». Через 2 недели меня пригласили в крупную компанию психологом-консультантом. И это был потрясающий опыт: от ощущения потери всего, как мне тогда казалось, до взлета к невероятной вершине.

Если ты помогаешь другим — засеваешь правильные семена, то к тебе это возвращается. В нашей жизни мы называем это законом бумеранга. Понимание того, что бумерангом возвращается все, что вы посылаете в мир сегодня, позволяет внимательно относиться к тому, что вы делаете.

Условно, я перевела 5 тысяч тому, кто нуждается сейчас, сама получила поддержку от своих клиентов в виде солидного контракта. Или позлилась, покритиковала — потеряла клиентов, мои советы им показались неработающими и бесполезными.

— Почему одним легко быть успешными, а другим приходится прокладывать путь «к звездам через тернии»? Да, они тоже в итоге добиваются поставленных целей, но затрачивая гораздо больше времени, сил, энергии.

— Это сложный вопрос. Прежде всего, он связан с той парадигмой, в которой вы живете. Есть люди, которые говорят: «На все воля Бога. Он посылает испытания, и я через них прохожу». С одной стороны, это ваш личный выбор, а с другой стороны, многие вещи унаследованы. В тибетском буддизме есть ответ: «Всё что ты сеешь в этой жизни, или прошлой, то и всходит сейчас или позже». Я не знаю, что было в прошлой жизни, но есть понимание того, что семья, в которой мы родились, это «улица с двусторонним движением». Нам не все дано предсказать, и мы можем не знать великий замысел. Но, говорят: «Большой лошади, большие испытания». Если родители вкладывали в голову то, чтобы иметь результат надо много и тяжело работать, вы будете много и тяжело работать, учиться преодолевая препятствия. Понаблюдайте за собой. Наши убеждения влияют на нашу жизнь. Мне мама всегда говорила: «Ты мало работаешь, сидишь, размышляешь, ты ленивая». И я решила, что я ленивая. Это повлияло на мою жизнь. Я изменила к себе отношение, все время что-то старалась делать, превозмогая себя. А сегодня я понимаю, что я не была ленивой, просто действовала иначе. Я активна в определенные периоды, и мне подходит другая деятельность.

Важно понять, зачем вы создаете препятствия? Если считаете, что они даны вам свыше, тогда так и будете их преодолевать. В тот момент, когда говорите: «Я главная созидательная сила своей жизни и сама выбираю, что мне делать», вы можете обойти эти препятствия.

Мозг успешного человека функционирует не так, как мозг человека, который считает себя неудачником. Если вам сопутствует удача и все получается, то даже ваши когнитивные функции работают лучше. Вы быстрее входите в курс дела, внимательнее и шире смотрите на какие-то вещи. Конечно, грань тонкая, но я не про манию величия, когда якают и не делают. Я про такую точность: «Да, у меня все получается, я достаточно в себе уверен, я смогу это сделать». Если вы считаете себя неудачником, у вас все валится из рук, надо запомнить, что жизнь всегда говорит вам: «Да! Хочешь быть таким, будь!». То, на чем мы фокусируем внимание — растет.

Просто переключить программу, сказав: «Я теперь удачливый», — не получится. Для этого нужно совершать определенные действия. Надо не закрывать глаза на проблемы, а опираться на свои сильные стороны и решать их. Посмотрите, на какую силу вы можете опереться, чтобы шагнуть вперед. Не в неизвестность и турбулентность, а в неизведанное и новое. Наше мышление не меняется так быстро, как внешние обстоятельства. Но если не начать их менять сегодня, то ничего не получится завтра.

Важно понять, другой жизни у нас с вами не будет. Мы сейчас живем, и это не репетиция. И как я проживаю каждый этот день, это и есть жизнь.

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа