fbpx

Новости

Андрей Теслинов: «Природа выбирает из альтернатив, кто-то точно выживет»

Тема третьего интервью выпускницы программы, основателя первого мультимедийного ТВ канала Казахстана "Atameken Business Channel" Юлии Синчук в проекте "Business vs Coronavirus" – понимание самой природы кризиса. Беседа идет с Андреем Теслиновым – доктором технических наук, профессором, преподавателем программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ. Публикуем интервью полностью.

Сменить менеджмент, сократить штат, взять под контроль финансы, найти новые рынки сбыта. Стандартный пакет антикризисных мер, который использует собственник бизнеса в условиях экономической нестабильности и проблем в компании. Однако, не всегда это дает результат. И сейчас, как раз не тот случай. Чтобы понять, как лечить и чем, для начала надо разобраться с самим кризисом — определить тип и вид. Это и стало темой нашей беседы с Андреем Теслиновым, доктором технических наук, профессором Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Чтобы понять, как лечить и чем, для начала надо разобраться с самим кризисом – определить тип и вид.

КРИЗИСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

— Андрей, что вы ощущаете в период карантина и изоляции?

 Есть тревога. Будущее непонятно, ты в непривычной ситуации. Противоречивый мир лжет и говорит разное. В этом смысле, как нормальный человек, который хочет понять будущее, беспокоюсь. Вместе с тем, оказавшись в этих условиях, я, как и любое живое, адаптировался и использую возможности, которые остались и появились.

— А как бы вы оценили ту ситуацию, в которой мы сейчас все оказались? Интересно, какую страну не возьми…

— Я считаю, что происходящее — это кризис. Но не карантин причина. Пандемию и все остальное я рассматриваю как условия, при которых кризис обнажился. Он давно был, многие по-разному его чувствовали и сейчас он стал совершенно очевиден. Вирусологию, я даже не хочу трогать, пусть медики разбираются, там много путаницы у них самих. В Швейцарии нобелевский лауреат заявил, что никогда наука не была в такой, простите за выражение, засаде. Поэтому пусть они изучают, а я вижу, что обнажился кризис и переживаю это обстоятельство.

— Бизнес в неопределённости, причем по ощущениям, как никогда ранее. Что скажете, может нет оснований испытывать такой страх перед будущим?

— Неопределённость, я бы разделял. Да, мы не знаем, как поступит правительство той или иной страны. Но параллельно проявляется какая-то ясность. За 2-3 месяца возникнет понимание — куда надо бы идти. Но насколько оно реализуется, смогут ли люди понять, и смогут ли их убедить? Вот в какой игре мы сейчас. Встретились мы бы с вами месяц назад, я полностью был в таком поле — неопределённость, неизвестность, ложь, избыточная информация. Но если задавать вопросы и искать на них ответы, все становится как-то понятно более-менее. У меня даже вопрос: «Неужели не догадаются?». Не примут то, что и так, многие знают? Дело в том, что осознать, принять и начать двигаться нужна мощная сила воли.

Когда полностью рушится твой бизнес, естественно ты обращаешься к тем способностям, которые у тебя есть и пытаешься извлечь из них новую линию жизни. В данном случае развитие — это средство существования.

Надо развиваться, сменить инварианты — устойчивую структуру отношений, в которой ты был успешен, потому что сегодня она рухнула.

В этих условиях, с разными другими способностями и их комбинациями, новыми возможностями, которые открываются, надо выбрать другую линию и жить дальше. Какие тут могут быть рецепты? Психологи и коучи говорят: «Надо успокоиться, взять себя в руки». Это не моя линия, я не в психологии. Есть те, кто в процессной риторике, клиенты ушли, продажи упали и прочее, дают советы слушать вебинары — как продавать через интернет. Позвольте, я об этом тоже не буду говорить. Мне хочется посмотреть концептуально. Куда, как идти и какие обстоятельства утешат наше сердце.

Кризисы бывают разные. В связи с этим, я попытался найти их типологию, выявить признаки, сказать какой как лечится и куда дальше.

СПАД, ПОДЪЕМ – ЭТО НЕ НАШ СЛУЧАЙ

— Раз уж мы так глубоко пошли, начнем может с этимологии? В китайском языке слово «кризис» состоит из двух символов, один означает «опасность», другой — «возможность». Такая трактовка, конечно, спорна. Но она невероятно популярна среди бизнес-консультантов и ораторов-мотиваторов. Каждый раз, как бизнес в том самом месте, про которое не буду вслух, нам об этом напоминают в качестве оптимистической фразы.

— Слово «кризис» все-таки греческое и означает «переворот», «перелом». Существует два типа кризиса и несколько видов. Первый — кризис «подъёма». Мы куда-то поднимались в экономике, ваша страна, наша страна, двигались, а затем зашли в тупик, прекратился рост. Иными словами, уперлись в какую-то границу. ВВП не растет, качество жизни не улучшается и так далее. Есть другой — кризис «спада». Мы падали, падали, падали, а дальше либо смерть, либо новая жизнь. Эти два кризиса разные, но они одного типа. Все это кризисы «РОСТА». Так вот я хочу сказать, наш — другой кризис. Во-первых, мы уже давно никуда не растем. Действительно часть бизнеса рухнула, но сама экономика давно не растет, по крайней мере в России. А, по поводу падения, нет перелома. Мы не видим, что сейчас что-то произойдет.

Интервью с Андреем Теслиновым

Из разных своих научных представлений и наблюдений, я вижу вот какие формы преодоления. При кризисе «подъема» действенны следующие меры. Первый вариант — постараться удержать падение. Экономисты обычно рекомендуют уменьшать долю закредитованности, вводить налог на разного рода спекуляции банков и так далее. Что это даст? Простыми мерами эта история как-то уболтается, падение снизится, мы начнем колебаться более-менее в гармоничной зоне и жизнь немного наладится. Есть второй способ решения этой проблемы — задрать границу существования. Если мы уперлись в какую-то рамку, в какие-то законы и ограничения — отношения между странами, стоимость нефти, курс доллара, то надо взять и изменить границу смерти. Например, снять санкции между странами, чтобы снова начался товарооборот, какие-то таможенные истории облегчить. Иными словами, не упираемся в границу, а еще продолжаем расти в новых экономических и политических условиях. Кстати, тоже не наш случай. Но, отмечу на это не так просто решиться, потому что на этих границах огромное количество жизни и дохода.

— А как преодолевать кризис «спада»?

— При кризисе «спада» тоже два выхода. Если страна или компания куда-то падает, падает, падает, и наконец хочет остановить эту историю, первый — так называемое антикризисное спасение. Эти меры всем известны. Смена менеджмента, под контроль растраты, поиск новых рынков сбыта, активизация продаж. И второй способ — опустить границу смерти, оттянуть смерть. Каким образом, это можно? Например, сейчас многие уже потеряли доходы, можно взять из резервного фонда страны и дать какую-то подачку, поживите еще немного. Кредиты бесплатно, разрешение не выплачивать проценты по займам — такое оттягивание смерти.

Кризисы «подъема» и «спада», подчеркиваю — не наш случай. Потому что, во-первых, нет такого торможения роста. И спада нет, где бы мы ожидали какого-то нового восхождения. Наш случай другой.

— Андрей, заинтриговали. В итоге, кризис-2020 какой?

 Мир устроен диалектично, он болтается между спадом и подъёмом, бодростью и пассивностью, просыпанием и умиранием. Это вечная игра и эти две истории, о которых я сказал, как раз демонстрируют обычную диалектику жизни — то успех, то дефолт. Пандемия дала возможность вот еще какую историю показать. Все это происходит, когда внешние условия меняются — контекст. Либо климат теплеет, либо летучие мыши заражают огромное количество людей, либо метеориты прилетают. А поскольку вся наша игра, экономическая, социальная, культурная находится в этих делах, то получается, что рано или поздно наша болтанка оказывается неуместной, и мы в этих условиях жить не можем.

Этот кризис или обстоятельство, я определил как область неуместных условий существования. Похолодание и смерть, снижение стоимости нефти и смерть, какая-нибудь пандемия и смерть. Так всегда происходит, это закон природы.

Так вот кризис-2020 другого вида и он совершенно другим способом преодолевается. Это кризис «РАЗВИТИЯ».

Лечится он одним способом — с этого места надо рвануть в другое. Здесь жизнь кончилась, дальше искать примочки, чтобы что-то улучшить, то ли границу оттянуть, то ли антикризисную историю сделать, нет смысла, ничего не будет работать.

 

НОВАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ

— Почему так жить дальше нельзя?

— А вы поймете сейчас, давайте я назову признаки, которые обнажили наш кризис. Первый — полное исчерпание экономической формы существования. Она больше не будет спасать. Время, когда банки на наши деньги играют на рынке, а не вкладывают в экономику, закончилось. Второй — тупик идеи либеральной стихии. Теперь оказывается, каждый кто реализует свою стратегию, не глядя на других, создает угрозу всему существованию. То есть, когда ты строишь свою траекторию, не беря во внимание остальных, можешь создать такие условия, при которых все остальные рухнут и ты вместе с ними. Мне представляется, что либерализм себя исчерпал полностью. Третий — губительное торжество индивидуализации. Посмотрите во всех образовательных курсах, во всех практиках в огромном количестве везде идея лидерства. Стань тем, за которым бегут, на кого смотрят, кому хотят подражать — индивидуализм, лишенный правил поведения индивидуумов совместно. Каждый свою историю делает, но при этом у нас нет совместных правил. Ты личность, я личность, каждый из нас хочет стать личностью, проявить себя в полноте и только поглядывая друг на друга можно что-то сделать. А сегодня индивидуализация, особенно на уровне стран и компаний, она тотальная.

Андрей Теслинов – доктор технических наук, профессор, генеральный директор НКГ «DBA-concept», тьютор Открытого университета Великобритании (OU-OUBS), руководитель Мастерской концептуального мышления, руководитель международных образовательных экспедиций менеджеров «Живая Параллель», руководитель Клуба концептуальных аналитиков.

Андрей Теслинов ведет курс Управление развитием и организа­ционными изменениями на программе Executive MBA ИБДА РАНХиГС

 

Четвертый — безумие технологического развития. Что это значит? Техническое развитие не остановить, понятно. Но сегодня оно не для того, чтобы созидать. Например, под знаком пандемии, идею всеобщей цифровизации можно было преподнести как благо. В Сингапуре так реализуется стратегия «Smart Nation». У них в каждой точке Wi-Fi, а в каждой квартире датчики для измерения климата, контроля за здоровьем проживающих. И в Сингапуре, никто не переживает, что за вами следят. Они говорят, это здорово, если со мной что-то случится ко мне приедет машина скорой помощи. Та же идея с QR-кодами в Москве беспокоит всех очень. Поэтому мне представляется, технологическое развитие без созидательных историй, губительно.

Пятый — массовое презрение свободы. Сейчас в Москве начались драки. Много всего грустного происходит, особенно для тех, кто приехал из других стран, остался теперь вообще без работы. Началась свобода произвола, грабежи и все остальное. Нужны правила, чтобы обрамить эти свободы в какой-то закон. Шестой — провал образовательных систем. Я слышал, что 2 млн бизнесов погибнет или полтора, какая разница. Один гибнет уже плохо. Бизнес-образование в этом смысле ничего не находит. И седьмой — катастрофическая социальная дистанция. Верхи не понимают, что внизу.

В этой связи, какие варианты? Адаптация — это когда компания выбирает какую-то модель бизнеса и потом ее эксплуатирует пока рынок позволяет, страна выбирает для себя какую-то форму существования и ее эксплуатирует. Но наступает момент, когда эта ниша или форма себя исчерпали, начинается болтанка, с которой мы начали разговор — неопределённость, непонятно куда идти. Дальше два выхода. Либо решительно вверх, а это другая жизнь, принципиально другая. Либо смерть, другого нет. Развитие чем интересно? Это средство продолжения жизни, но опасное. Мы что-то сейчас решим, а это точно даст нам будущее?

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

— Небольшой выбор — два пути. Но тут самое сложное — взять на себя ответственность в этой точке принятия решения — закрыть компанию или найти другие компетенции и начать развиваться по-новому…

— У Эйнштейна есть классное высказывание: «Самая большая глупость — это делать тоже самое и надеяться на другой результат». Для тех, кто говорит: «Я немного подожду, а потом что-то поменяется», — ситуация губительна. А может быть так, что через 2-3 месяца что-то произойдет и начнется новая жизнь, о которой мы с вами говорили? Смена сильных отношений, верхи организованные вдруг позволят организовываться низам — нет, конечно! Какое-то время все это будет тянуться, что-то будет отмирать медленно, что-то быстро. Но, я бы не стал разрушать тот бизнес, который есть, я бы оставил его как альтернативу. Всякий раз, когда случаются катастрофы, климатические, техногенные и прочие, природа выбирает жизнь из альтернатив. Представьте огромное количество разнообразных животных и вдруг холода. Кто-то из них точно выживет. Вот если бизнес в такой истории с резким похолоданием, у него должны быть альтернативы. И если вдруг какая-нибудь сработает, сможешь продолжать жить.

Конечно, сохраняя эту возможность продолжать жить, надо создавать другое. Сейчас еще не так страшно, но пандемия продлится, будет хуже и через 2-3 месяца надо уже придумать. Сейчас хорошее время для изобретательства другого бизнеса. Когда я сказал, что наш кризис не про рост, а про развитие, тем самым утвердил вот какую формулу: «Лучшим средством адаптации является умирание в этой жизни и открытие новой». В отношении бизнеса тоже самое, чуть напрягся, часть народа уволил, сократил издержки, оцифровал процессы, но остальное все тоже самое — это адаптация в обычном смысле. А должно произойти перерождение. Другая отрасль, другая сфера, другая компания.

— Вы отметили катастрофическую социальную дистанцию. У нас было много общения офлайн и не очень онлайн. Сейчас наоборот. Как вы считаете, мы сохраним расстояния друг с другом?

— Обжёгшись, на воду дуют. Поэтому сейчас, поход на улицу в масках, советуют не держаться за один поручень и это будет продолжаться. Сказать, что мы начнем в обнимку и вместе что-то делать, конечно, нет. Время должно пройти. Но вернемся мы в эти отношения уже другими. Нужда, нас как существ социальных, будет толкать на то, чтобы искать новые формы общения, мы и технику под это подомнем. У Ицхака Адизеса есть замечательный пример, он говорит: «Какой палец самый главный? Большой! Он может сотрудничать со всеми».

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа