fbpx

Новости

«Неумение общаться – это самая большая проблема российских менеджеров», - Тимур Дергунов, исполнительный директор «Что делать Консалт»

Коллеги, сегодня мы публикуем на нашем блоге интервью с исполнительным директором «Что делать Консалт», человеком, входящим в рейтинг ТОП – 1000 менеджеров России, эффективным управленцем Тимуром Дергуновым.

Зачем писать книгу для себя? Как стать одним из лучших менеджеров России? Кто такой эффективный менеджер? Ответы на эти и другие вопросы читайте в материале


- Тимур, совсем недавно вы вошли в ТОП-1000 менеджеров России (прим. ред. рейтинг составляется Ассоциацией менеджеров и ИД «Коммерсантъ»)  Почему вы решили участвовать в этом событии?

- Этим вопросом озаботилась наша PR-служба, а я не стал сопротивляться (смеется). Вообще, я решил участвовать в конкурсе, чтобы получить еще одну строчку на обложке книги, если когда-нибудь ее допишу. Наверное, это был мой самый главный стимул для участия.

- Дал ли вам этот статус что-то еще?

- А что он может дать? Работу я менять, вроде бы, не собираюсь. От диплома Executive MBA пользы в бизнесе гораздо больше, чем от нахождения в рейтинге.

- Расскажите, как проходит определение победителей.

- Сначала нужно заполнить и отправить анкету. Затем проходит голосование: все кандидаты голосуют друг за друга, конечно, кроме себя. Те, кто набрал максимальный балл, попадают в финальный список, который оценивают эксперты. Они вычеркивают около 10% претендентов. В финале остается как раз 1 000 человек. Оценивается не только сам менеджер, но и организация, в которой он работает. Важно, чтобы она работала эффективно. В рейтинге учитывается непосредственно вклад каждого управленца в эти показатели. Например, коммерческого директора оценивают по росту продаж и т.п.

- А почему вы решили написать книгу?

- Во-первых, мне хочется написать такую книгу, которую мне самому было бы полезно прочитать 10-12 лет назад. Тогда  мне жутко не хватало знаний, а взять их было особо негде. Пришлось прочесть 500 книг, поучаствовать в сотнях семинаров, послушать множество людей. Сейчас я хочу сделать полезную и практически применимую книгу, в которой для молодого менеджера-практика важные вещи будут описаны концентрировано, понятно и с аргументами.

А во-вторых, мой анализ своей книжной полки показал, что в деловой литературе, которую можно встретить на русском языке, есть несколько групп:

1. переводные книги («Маркетинговые войны», «Стратегия голубого океана» и т.п.);

2. журналистские биографичные труды ( «Чичваркин Е...гений», «Принцип Абрамовича» и т.п.);

3. книги тренеров и консультантов (Радислав Гандапас, Игорь Манн, Глеб Архангельский, Тигран Арутюнян и т.п.). При всём уважении  к этим людям, с большинством из которых я знаком лично, подозреваю, книги написаны, скорее, в рекламных целях для продвижения своих консалтинговых проектов.

Вряд ли ваша книжная полка с деловой литературой принципиально отличается от моей. То есть, на ней практически нет книг о российском менеджменте, написанных хорошими менеджерами-практиками. Ну или, на всякий случай, скажу, что их очень мало.

 - Вы планируете заработать на продажах книги?

 - Думаю, что в России на книгах могут заработать разве что Донцова и Акунин. Это заранее убыточный проект, который в лучшем случае выходит в ноль. Я это прекрасно понимаю.

- Недавно в интервью для нашего блога Павло Шеремата сказал: «Чтобы добиться успеха в бизнес-литературе, книга должна завоевать популярность на западе». Планируете ли вы выход на этот рынок?

- Нет, я планирую выпустить книгу только в России и только в том случае, если получится достойное произведение. Мне хочется, чтобы в нашей стране читали книги по бизнесу. В этом вопросе мне нравится позиция преподавателя ИБДА Андрея Теслинова. Он говорит, что когда Россия только вступила в рыночную экономику, пришли западные менеджеры, которые знали множество практических инструментов работы в этой среде. Отечественные специалисты просто не могли с ними конкурировать. Это было как противостояние борцов с черным и белым поясами на ковре. Сейчас, когда Россия вступила в ВТО, пройдет вторая волна интервенции. А менеджеры в России, в основном слабые, часто самоучки, кроме ТОП-1000, конечно (смеется). Уже завтра придут западные компании без таможенных пошлин, будут продавать продукты дешевле, выплачивать страховые премии по своим тарифам, оказывать качественный сервис... Через 1 – 2 года все будет завалено австралийской и аргентинской свининой и говядиной. Философия Андрея Теслинова, как он объяснял нам, в том, чтобы к этому моменту хотя бы часть российских менеджеров дотянуть до уровня коричневого пояса, чтобы у нас были хотя бы минимальные шансы конкурировать на равных.

 - Про это вы пишете в своей книге?

 - Нет, в своей книге я пишу про более простые прикладные вещи. Например, про проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, ставший руководителем. Например, непонимание того, что другие люди не такие, как он, к ним нельзя быть столь же требовательным как к себе. Начинающий менеджер ждет от них того же: читать ночами книги, придумывать разные способы решения сложных задач, систем мотивации. В итоге давит их со всех сил, а ничего не получается. Осознание ошибочности этого пути доходит до кого-то быстро, до кого-то никогда.

Одна из главных проблем России, как говорит Тигран Арутюнян, состоит в том, что люди не уважают друг друга. Они говорят: «Я его уважать не обязан, я его не знаю». Задача менеджера – учить людей уважать друг друга. Если бы мне это объяснили 10 лет назад, я бы много времени использовал более эффективно… наверное.

- Можете назвать самую большую проблему российских менеджеров?

 - Они не умеют общаться друг с другом. Посмотрите сами. Молодые соискатели думают, что пройдя собеседование и придя на работу, они сразу попадут на свое рабочее место, а их вместо этого отправляют в корпоративные учебные центры. Бизнес уже смирился с тем, что вынужден учить людей не только продуктовой линейке, но и разговаривать друг с другом, с клиентами, работать в группах, слышать других и т.п. У нас в «Что делать Консалт» под учебный центр отведена половина этажа. Мне кажется, неумение общаться – это самая большая проблема российских менеджеров.

- Назовите, пожалуйста, 3 главных качества успешного менеджера.

 - Александра Кочеткова, еще один наш преподаватель программы EхMBA ИБДА, говорит, что в будущем и к сотрудникам, и к менеджерам будут предъявлять один и тот же список требований:

- Адаптивность;

- Обучаемость;

- Выносливость.

Я в целом с ней согласен, но добавил бы еще, что хороший менеджер должен обладать еще 4 навыками:

- Умение добиваться результата, в абсолютном выражении;

- Умение достигать его корректными способами (соблюдая оптимальное соотношение между потраченными ресурсами и достижениями, соблюдать установленные для данного вида бизнеса правила);

- Умение поддерживать микроклимат и выстраивать отношения внутри коллектива;

- Умение выстраивать отношения с другими подразделениями в компании.

- А у вас есть кумир в бизнесе?

- Как такового кумира нет. Есть некий собирательный образ из качеств людей, которые мне импонируют. Например, меня удивляет способность Германа Грефа управлять сложнейшей корпорацией. Конечно, нельзя не смотреть на Стива Джобса, за время его работы в Apple рост стоимости компании составил около 6 500 %. Эту цифру даже читать страшно, не то, что осознавать.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что 10 лет назад большинство кейсов в бизнес-школах и бизнес-литературе были про компанию Nokia, 3-5 лет назад пара слайдов у каждого профессора была про Apple. А что мы видим теперь? У уже упомянутого вами Павло Шереметы, кейсы на примере компании Sumsung. Нужно будет на досуге поподробнее поинтересоваться, кто из менеджеров за что отвечает в Корее J.

- А когда нам ждать вашу книгу?

 - Обещал издательству Манн, Иванов и Фербер прислать рукопись в декабре, но в этом же месяце мне нужно сдать диплом Executive MBA. Написать обе эти работы я, похоже, не успею, но диплом для меня более важен, поэтому сейчас работаю над ним.

- Для вас диплом важнее собственной книги?

 - Когда я получал первое высшее образование, я был озабочен построением карьеры и отдавал первый приоритет ей. Я хорошо учился, сдал все экзамены и даже ГОСы, но не успел дописать диплом. И что вы думаете, меня отчислили. Через год пришлось восстанавливаться, оплачивать 3 дня обучения, сдавать диплом и выпускаться. Так что в этот раз сначала диплом, а книга подождет середины следующего года. Очень надеюсь, что представители издательства меня поймут.

- Что вы посоветуете современным российским менеджерам?

- Работать над теми качествами, что я назвал выше. Хороших управленцев сейчас очень не хватает в любой организации. Чем выше вакансия менеджера в иерархии, тем сложнее найти на нее человека. Так везде. Это должны знать все менеджеры-соискатели. А самое главное – стремиться вперед – вот мой совет!

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа