fbpx

Новости

Догнать Америку, не закрывая трубу

Владимир Мау убежден, что российская модернизация может стать реальностью «без шоков и дубины», но этому мешает отсутствие в обществе  спроса на экономический успех.   «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» - так будет называться новый институт, в который сливаются Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Российская академия госслужбы при президенте РФ «и ряд других федеральных государственных образовательных учреждений». Ректором нового супервуза назначен Владимир МАУ.

Владимир Мау убежден, что российская модернизация может стать реальностью «без шоков и дубины», но этому мешает отсутствие в обществе  спроса на экономический успех.   «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» - так будет называться новый институт, в который сливаются Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Российская академия госслужбы при президенте РФ «и ряд других федеральных государственных образовательных учреждений». Ректором нового супервуза назначен Владимир МАУ.

Недавно он побывал на Южном Урале, в том числе, чтобы познакомиться с челябинским филиалом новой кузницы управленческих кадров. Он создается на базе бывшего филиала Уральской академии госслужбы.

Но для нас Владимир Мау был интересен прежде всего как блестящий ученый-экономист. Кроме того, немного в России найдется таких людей, кто, не являясь политиком, имеет столь серьезное влияние на принимаемые властью решения…

 
Российский ОксфордВладимир Александрович, уже говорят, что новый вуз станет монополистом на рынке подготовки госслужащих…
Монополистом он, думаю, не будет, поскольку это было бы неэффективно. Но надеюсь, будет самым влиятельным учебным заведением. Причем, я бы сказал шире _ не на рынке подготовки госслужащих, а на рынке подготовки управленческих кадров. Перед нами стоит задача создания учебного заведения, дающего прикладное гуманитарное образование.


Гуманитарное?  
Прикладное гуманитарное социально-экономическое образование. Ведь при том что специальность «государственное и муниципальное управление» существует, это довольно странно, когда человек в 17 лет идет обучаться на государственного служащего. Равно как, например, на педагога. Человек должен получить гражданскую специальность в бакалавриате. А потом, если хочет двигаться в том или ином направлении, взять магистратуру, педагогическую или, допустим, МВА. Передо мной стоит задача создать хорошее прикладное социально-гуманитарное образование.

Мы говорим гуманитарное образование и подразумеваем такие предметы, как литература, лингвистика, история…
В нашем случае есть нюанс: гуманитарное и социально-экономическое. Хотя вопрос уместный. Что такое история? Можно ее рассматривать как набор фактов и дат из прошлого, которые надо вызубрить. А можно историю изучать как набор «кейсов» - случаев, ситуаций, которые страны и правительства решали в разные эпохи. А ведь набор проблем, стоящих перед человечеством, в общем, ограничен. Очень редко возникали проблемы, которых никогда раньше не было. В этом смысле изучение истории как набора кейсов, на мой взгляд, является очень важным аспектом прикладного управленческого образования.

С историей понятно, а как с литературой?   То же самое. Можно наслаждаться художественным словом, а можно видеть в ней опять-таки набор кейсов. Для практика важно не только то, как это реально было на самом деле, но и как это можно интерпретировать. Ведь не секрет, что разные исторические события с дистанции разного исторического опыта выглядят как очень позитивные, и как очень негативные. Скажем, в трактовке деятельности Колчака. Или - расстрела царской семьи. Ведь здесь не только идеологическая доктрина. Это был конкретный опыт конкретных обстоятельств.  В конце концов, государя убивали не только в России. Больше того, можете обратить внимание: казнь Карла I, Людовика XVI и Николая II произошли в разные века в странах одного и того же среднедушевого ВВП.

Это исторический курьез или нечто более серьезное?

Не курьез. Есть достаточно глубокие проблемы, связанные с особенностями революционной трансформации. И это уже повод подумать над механизмами государственного управления в разных обществах.


То есть теперь госслужащий у нас будет не просто бюрократом, а носителем каких-то смыслов?
Да. Сравните Кембридж и Оксфорд. Кембридж сильно опережает Оксфорд по количеству Нобелевских лауреатов, в разы. А Оксфорд в разы опережает Кембридж по количеству выпущенных премьер-министров и вице-королей Индии (когда это было актуально).


Почему так? 
Кембридж дает больше отраслевое образование, а Оксфорд больше межотраслевое. Скажем, в Кембридже есть специальность «экономика», и выдающиеся английские экономисты действительно кончали Кембридж. А в Оксфорде есть специальность, которая называется «PPE» («Политика- Философия-Экономика»), которая дает премьер-министров и членов кабинета. Вот они гуманитарии, но с прикладным и междисциплинарным образованием. Гуманитарии не те, которые являются тонкими знатоками античной философии, а те, кто понимают философию в связи с политикой и экономикой.

Между физикой и психологией   Владимир Александрович, в какой мере экономика является наукой? Вот возникает кризис, но никто из экономистов не скажет точно, почему он возник и когда закончится…  
В этом смысле физика точно такая. Дело в том, что экономика как наука, появившаяся сильно позже, в 18 веке, сильно отстает в методологии. Ну а что - когда физики начали изучать свет, было две теории: волновая и диаметрально противоположная ей корпускулярная. Разве не заняло лет сто пятьдесят появление некоей определенности в вопросе о природе света? А когда люди задумались о Земле, разве не было теории слонов, китов? Ведь это сейчас кажется, что теория про китов - курьезна. Гораздо дольше, чем люди знают, что Земля - круглая, они считали, что она - плоская…  

И что Земля вертится вокруг Солнца…  
А  тут вообще крайне спорный вопрос, потому что в относительной системе координат - почему бы и не наоборот! На самом деле мы забываем, что в физике много столетий уходило на прояснение каких-то вещей. Она всегда существовала как набор альтернативных гипотез до их экспериментального подтверждения. Экономика как наука, во-первых, гораздо моложе, а во-вторых, она все-таки социальная наука, в ней гораздо более подвижный предмет анализа, и в этом смысле он не воспроизводим. Он все время подбрасывает новые загадки, новые решения. Обратите внимание: ведь никогда не было повторения старого кризиса. По прошествии какого-то времени экономическая наука предлагает ответы, как не допустить кризис. Но кризис-то прошлый! Каждый новый кризис оказывается существенно другим. Если вы сравните 1930-е, 1970-е и нынешние годы, то увидите, что кризисы различны. На примере 30-х годов мы научились не повторять кризис 30-х годов.
Это как война, генералы готовятся к прошлым войнам. Новая война ставит новые вызовы. Но учиться-то можно только на том, что есть.  

Но в таком случае, что дает ученым-экономистам оптимизм в отношении перспектив своей науки?  
Вы знаете, экономика в прикладном смысле, как Гайдар говорил, это процентов на девяносто психология. Поэтому экономике присуще некое человеческое измерение.  

«Гуманитарное», «психология»…Это при том что Гайдара и его соратников считают жесткими технократами!  
Ой, да в чем нас только не обвиняли! На самом деле мы были и остаемся марксистами.   

???
Но не в вульгарном смысле, а в изначальном. Мы с Гайдаром в свое время даже написали статью «Либеральная апология марксизма». В понимании социально-политических процессов мы, в основном, исповедуем классическую марксистскую философию истории. Чего, кстати, не понимают левые, которые считают себя официальными марксистами.


Не пытались говорить об этом Зюганову?  
Это бессмысленно - они-то Маркса не читали. У них поверхностное представление о том, кому они клянутся. Обратите внимание: обычно Маркса читали только правые, потому что они были обычно более прилежными студентами.  

Есть ли спрос на модернизацию?
В ходе вашей поездки на Южный Урал вы, я знаю, читали лекции топ-менеджменту ММК. Что этих людей интересует?  
Все. Они понимают происходящее немного лучше, чем остальные люди.   

И какие же темы для лекций вам заказали?
Это бессмысленно. Хорошая лекция должна быть интересной тому, кто ее читает. Тогда будет интересно и слушателям. Я рассказывал об экономической политике, зависшей между кризисом и модернизацией.  

Модернизация - такое загадочное слово…  
Почему же? Мы живем с ним уже 300 лет. И даже больше.  

Что сейчас подразумевается под модернизацией?  
Всегда одно и то же. То, что Никита Сергеевич (Хрущев) назвал «догнать и перегнать». Имеется в виду  наиболее развитые страны по среднедушевому производству. Сейчас мы должны выйти на уровень среднедушевого ВВП, сопоставимого с самым высоким в мире. А интересный вопрос состоит в том, надо ли это делать, повторяя путь лидера, или следует придумывать новые пути. Или так: в какой мере отсталость является фактором роста и что нужно, чтобы преодолеть эту отсталость _ повторение этапов или есть возможность их не повторять? ......  

Айвар Валеев
Челябинск

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа