fbpx

Новости

Когда и зачем нужно формировать стратегию компании (Часть 2)

Стратегический процесс – это своего рода шизофрения. Быть одновременно и в «светлом будущем», и «суровом настоящем». Как правильно составить стратегию читайте в статье…


Продолжение, начало статьи ЗДЕСЬ.

На вопросы отвечает Тигран Арутюнян, бизнес-консультант, преподаватель программы Executive MBA в Институте бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации. Материал подготовлен при участии выпускника программы Тимура Дергунова.

– В чём заключается сложность процесса разработки стратегии?

– Существует множество ошибок, которые чаще всего совершаются при разработке и внедрении стратегий. Например, отсутствие методологии, неправильный подбор членов стратегической команды, отсутствие коммуникаций, отношение к стратегии как к «разовому» событию и многие другие.

Как видите, в основном всё так или иначе упирается в управленческую квалификацию. А ещё, что очень важно, в командную работу. Стратегия – это командный спорт! А работать в командах умеют далеко не все.

Есть ещё ряд сложностей сущностного порядка. Смотрите! Стратегический процесс – это постоянное перемещение (ментальное, и не только) между настоящим и будущим. А это нелегко! Это своего рода шизофрения. Быть одновременно и в «светлом будущем», и «суровом настоящем».

С одной стороны, избавиться от существующих сегодня ограничений, с другой – не «улететь» совсем далеко. Придумывать вещи, связанные с развитием компании, а потом жёстко внедрять их в режиме оперативного управления.

– Вы часто используете слово «бизнес» или словосочетание «бизнес как таковой». Есть ли с этой точки зрения какие-либо особенности российского бизнеса? Что его отличает от бизнеса европейского или американского? Или японского?

– По-моему, менеджеры Coca-Cola придумали принцип «Мысли глобально, действуй локально». Он частично отвечает на Ваш вопрос. Мы живём в глобальном пространстве. Оно сжимается всё время; расстояния (во всех смыслах) становятся всё короче. С этой точки зрения можно сказать, что все бизнесы одинаковы. При этом, безусловно, есть страновые, культурные и прочие отличия. Если говорить про Россию, можно сказать, что наши бизнесы сталкиваются с беспрецедентными для мировой практики ситуациями. Я уж не говорю про уровень риска, неопределённости, коррупции, наследие плановой экономики и многое другое.

При этом мы конкурируем с глобальными бизнесами, имеющими мощные ресурсы. Нам приходится «догонять» то, что они создавали десятилетиями.
Именно поэтому я с особым пиететом отношусь к российским предпринимателям, основателям бизнесов, менеджерам. Они в очень непростых условиях создают вполне достойные вещи. Так что вся надежда на них!

– А есть хорошие рецепты построения управленческих команд?

– Я бы не называл это рецептами. Скорее, есть принципы. Есть команды, которые способны решать задачи по развитию компании. Я их называю «гармоничные команды». Перечислю вкратце принципы: наличие чёткой задачи; наличие у команды полномочий, власти и экспертности по решаемой задаче; особое отношение ко времени; наличие правил работы; наличие технологий выработки и принятия решений; логистика работы команды; особая атмосфера, поощряющая сотрудничество, обучение и развитие; распределение ролей. Выглядит достаточно просто, не правда ли?! Однако за каждым из этих принципов стоит философия и вытекающие из неё конкретные инструменты. Это тема одной из книг, которую я сейчас пишу, – «Искусство командной работы для топ-менеджеров». Понятно, что работать в командах должны уметь все. При этом тон задают топы!

– Что изменилось в российском бизнесе, на российском рынке за последние годы? Какое развитие его ждёт в ближайшее время?

– Ооо, это большая тема. Следите за трендами! Коротко я бы сказал, что условия ведения бизнеса будут становиться всё более жёсткими. Это и внешний, глобальный контекст, и глобальная конкуренция, и не совсем простые изменения внутри страны. Темп изменений нарастает.

Бизнесы становятся всё более мобильными – и в прямом, и в переносном смысле. То есть они становятся всё более подвижными, переменчивыми и всё больше уходят в онлайн. Даже я, категорический противник онлайн-обучения, всерьёз подумываю о переносе части своих обучающих семинаров в сеть. Это реальность, нравится нам это или нет.

Вообще технологии, технологические новации будут играть всё большую роль, коренным образом меняя бизнес-модели. Какие-то бизнесы будут просто умирать. Именно из-за того, что «прохлопали» момент появления новой технологии. И это тоже стратегический вопрос.
Возрастает роль людей, их отношений внутри бизнеса. Вряд ли организация, выстроенная по принципу механической системы, сможет уверенно отвечать на все вызовы, быть подвижной и инновационной. Сотрудники должны относиться друг к другу! И к Клиентам! А не просто выполнять бизнес- и прочие процессы, как биороботы.

И здесь мы сталкиваемся ещё с одним серьёзным вызовом, а именно – ситуацией на рынке труда. Уровень соискателей катастрофически падает. Хочется или нет, но организациям придётся брать на себя львиную долю работы по обучению и развитию своих сотрудников.

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа