fbpx

Новости

Секрет успешного бизнеса с Ицхаком Адизесом

Можно ли держать свой бизнес постоянно на подъеме? Что делать, если предприятие дало крен? На эти и другие вопросы отвечает Ицхак Адизес и ведущие специалисты.

Профессор Ицхак Адизес заметил, что процесс жизнедеятельности практически у всех компаний примерно одинаковый. И его можно логически разделить на десять этапов: Ухаживание, Младенчество, Детство («давай-давай»), Юность, Расцвет (Ранний расцвет, Поздний Расцвет), Закат, Аристократизм, Салем-Сити («Охота на ведьм»), Бюрократизм, Смерть.

Профессор Ицхак Адизес заметил, что процесс жизнедеятельности практически у всех компаний примерно одинаковый. И его можно логически разделить на десять этапов: Ухаживание, Младенчество, Детство («давай-давай»), Юность, Расцвет (Ранний расцвет, Поздний Расцвет), Закат, Аристократизм, Салем-Сити («Охота на ведьм»), Бюрократизм, Смерть.

Идеальная компания всегда стремится к Расцвету и пытается остаться именно в этом этапе как можно дольше.
При этом руководителей предприятий можно разделить на несколько типов и категорий, в зависимости от стилей управления: Производитель, Администратор, Предприниматель, Интегратор.

Работая в России, Ицхак Адизес понял, что управленческая культура в нашей стране существенно отличается от большинства западных стран. В России это уникальное сочетания демократичности в принятии решений и диктатуры в их реализации. Адизес поясняет, что эффективное решение можно принять в большинстве случаев только коллегиально. Но как только решение принято, все дискуссии нужно моментально прекратить, и начать их исполнение.

При этом использование тех или иных стилей менеджмента должно быть в первую очередь связано со стадией развития организации. Именно такое поведение позволит добиться успеха, преодолеть или избежать серьезные ошибки, которые Адизес называет «Управленческими патологами».

Чем отличается хороший руководитель компании от посредственного? Хороший менеджер умеют прогнозировать и предвидеть проблемы. А главное знают, как с ними бороться, если их все же не удастся избежать. Если вы точно знаете, на какой стадии жизненного цикла находится ваша компания, то вы сможете решать проблемы достаточно быстро и без серьезных ресурсных и финансовых затрат.

Адизес уделяет особое внимание на два параметра жизнедеятельности организации: гибкость и контролируемость. Чем старше компания, тем более жестко она контролируется и становится менее гибкой. Оптимальное соотношение этих двух параметров достигается в фазе Расцвет, а потому, как уже отмечалось ранее, цель проводимых руководством компании трансформаций — достичь этой фазы и оставаться там как можно дольше.

Билл Спелл, Председатель американской компании Spell Capital Partners, испытал теорию Адизеса, как говорится, на себе:
- Адизес был ключевым драйвером в трансформации одной из компаний нашего портфеля в выдающуюся организацию. В течение всего одного года применения методологии Адизеса рыночная стоимость компании выросла со 170 до 380 миллионов долларов, обеспечив нам феноменальный возврат на инвестиции.

Какими качествами должен обладать хороший менеджер?
Своим мнением о проблемах ТОП-менеджеров делится Виргиниюс Кундротас, декан Высшей школы Адизеса:
- «Умение слышать» — это первое препятствие для руководителя. В компаниях, в которых руководитель привык принимать все решения самостоятельно, у него «умение слышать» уменьшается.
Второе препятствие – система, которая окружает людей. Часто в компании атмосфера бывает очень неблагоприятной, ТОП-менеджеры буквально «верблюды», которые «несут» и исполняют решения своего руководителя. Такой руководитель не дает людям проявлять себя. Да, у них есть мнение, но они боятся его сказать. Если система в компании не дает возможности высказаться, то все гибнет. Например, мы начинаем делать диагностику компании, рассматриваем, в какой стадии жизненного цикла она находится, но руководитель не готов ничего слышать, а значит не получится сделать никаких дальнейших шагов. Лучше не начинать.

Какими способами можно удержать компанию в стадии Рассвета долгое время?
Преподаватель Executive MBA Тигран Аратюнян:
- По аналогии с портфелем продуктов организация должна иметь портфель бизнесов, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. На смену стареющим бизнесам должны приходить новые. И так постоянно… Как в семье – должны быть бабушки и дедушки, мамы и папы, дети и внуки. Иначе семья в один прекрасный день просто прекратит своё существование.

 

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа