fbpx

Новости

АВТОВАЗ: антикризисное управление или хорошие вести из «проклятого» места

В пятничный вечер 26 октября в стенах Академии народного хозяйства собрались тесным кругом слушатели и выпускники программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС.

В гости ждали Игоря Анатольевича Комарова – президента АвтоВаза. В воздухе, казалось, повис вопрос «Что может рассказать  глава АвтоВаза, когда, казалось бы, и так все ясно?»

....

Анекдот

Компания Мерседес купила завод АВТОВАЗ. Перенастроили производство, запускают конвеер. Бац! на выходе Жигули!
Демонтируют оборудование, меняют на новое из Германии,  наладили, запускают! Снова Жигули!
Увольняют  весь персонал завода, нанимают работников из Германии,  проверяют, запускают.  На выходе вновь - Жигули!
Около завода на лужайке отдыхают бывшие главный инженер и директор завода. Смотрят на все это. Инженер директору:
- А я тебе говорил - место проклятое! А ты все «руки не из того места» ….

Гость из «проклятого» места

В пятничный вечер 26 октября в стенах Академии народного хозяйства собрались тесным кругом слушатели и выпускники программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС.

В гости ждали Игоря Анатольевича Комарова – президента АВТОВАЗа. В воздухе, казалось, повис вопрос: «Что может рассказать  глава АВТОВАЗа, когда, казалось бы, и так все ясно?»

Гостя представил присутствующим ректор РАНХиГС Владимир Александрович Мау: «Игорю удалось сделать чудо! Изменить место, которое считалось всегда проклятым!»  Зал поддержал шутку ректора РАНХиГС, и  гостю на этой ноте вручили брошюру с собранием анекдотов про АВТОВАЗ.

Затем перешли к серьезному. Ведь смех смехом, а за судьбой АВТОВАЗа и отечественного автопрома мы следим уже давно, и последние годы отличаются кардинальными изменениями.

Игорь Анатольевич начал свое выступление с обзора ситуации автомобильного рынка в странах БРИК и отметил, что только в России показатели ухудшились во время кризиса:

«Автомобиль – это дорогостоящий товар длительного пользования. В кризис отказываются именно от таких товаров! Поэтому автомобильный рынок так чувствителен к макроэкономическим показателям»

Пару слов было сказано и о динамике роста мировых гигантов Крайслер, Опель, Дженерал Моторс.

Поиск ответов на вопросы: есть ли шанс выжить

По словам Игоря Анатольевича, в 2000 году  доля АВТОВАЗ на внутреннем рынке составляла 70 %, потом пошло снижение до  20-30%. Итогом 2009 года стало то, что, не смотря на убытки, год стал  самым успешным по своей прибыли. Почему так произошло?

«Мы понимали, что нужно остановить производство. И мы это сделали. Но денежный поток сохранился, так как шли продажи уже произведенных машин. Мы продавали то, что есть и не производили на склады. Важна оборачиваемость капитала. Это важный  урок».

Когда Игорь Комаров пришел в АВТОВАЗ, перед предприятием стояло три важных вопроса:

  1. Есть ли условия, при которых АВТОВАЗ может функционировать без помощи государства?
  2. Стратегически – есть ли шанс у него выжить?
  3. Каков модельный ряд должен быть, чтобы выдержать конкуренцию?

Для начала проанализировали показатели, посчитали прибыль и убытки. Обнаружились большие статьи расходов,  несовместимые с жизнью крупного  предприятия. Например, выплаты рабочим на время простоя, и это при  5 месячном запасе продукции:

«При долге в 75 миллиардов, даже льготные кредиты нам бы не помогли…», - говорит Игорь Комаров.

Затем Игорь Анатольевич рассказал о работе над моделями автомобилей, что также является предметом народных анекдотов.

«Лада Гранта стала самым продаваемым автомобилем в России. Мы планировали двигаться в другие сегменты, пригласили дизайнера из Вольво. Но мы понимали, что пока не будет решена проблема качества, мы не сможем двигаться дальше. Конкуренции с иномарками мы не выдержим. А ведь разработка одного автомобиля стоит порядка 1 миллиарда евро….»

 «80 % качества решаются отношением к делу, а не инвестициями».

 

Этот момент, пожалуй, был одним из кульминационных на мастер-классе. Ведь проблема качества российского автопрома – вопрос самый животрепещущий. Недаром зал в этот момент особенно внимательно слушал.

Что изменилось с тех пор, как Игорь Комаров пришел в АВТОВАЗ:

- Производственный цикл был значительно сокращен

- Количество дефектов на один миллион деталей снизилось с 800 до 50.

- Были созданы Академии качества при поддержке альянса Рено-Ниссан и Академия инженеринга

«Мы работаем с 286 поставщиками комплектующих. Это 40 городов, отАВТОВАЗа зависит жизнь этих городов. В первые полгода мне приходило масса писем,  что АВТОВАЗ подрывает экономику моногородов.  Тогда и были созданы Академии, качество поставщиков улучшилось в 4 раза».

Игорь Анатольевич заметил, что многое зависит от исполнительской дисциплины:

«80 % качества решаются отношением к делу, а не инвестициями. Был один случай, когда на гайках оказалась дефектная резьба. Стали разбираться  - оказалось, резьбу сделал рабочий, который спешил на День рождения жены. Мы пригрозили тогда, что уйдем к другому поставщику. И таких случаев полно».

Непростая ситуация была и с дилерами. Сеть была тяжело управляема и тяжело стимулируема.  Обнаруженный уровень хищений просто поражал:

«После ревизии нашли недостаток в виде 7000 автомобилей. Их не украли – ими погасили долги», - рассказал Игорь Анатольевич. – «В течение трех лет мы поменяли процесс взаимодействия с дилерами и ждем в этом году 1, 5 миллиарда прибыли».

О силе образа и веры

/>«Мы можем сделать хороший автомобиль, но нельзя забывать о роли восприятия,  в частности, эмоционального восприятия бренда Лада. Мы улучшили качество в 14 раз, но остается необходимость работы с отношением», - начал заключительную часть своего выступления Игорь Комаров.

В скором будущем на предприятиях АВТОВАЗа будут выпускаться автомобили Ниссан. На точно таком же оборудовании, что и Лада. Но как воспринимается Лада, и как воспринимается Ниссан. Как  пошутил спикер, сбудется кошмар российского автовладельца и появится Ниссан Калина.

По словам президента АВТОВАЗа отличным примером для подражания для России является опыт Шкоды. Шкода  занимает  почти 60 % внутреннего рынка. В точности повторить опыт не удастся, но все же…

Разговор пошел все более откровенным.

Игорь Комаров призвал не бояться помощи зарубежных партнеров, но при этом верить в свои силы: «У нас есть мнение, что у нас ничего никогда не получится. Вот придут французы и все сделают. А президент альянса Рено-Ниссан сказал мне: «Только Вы сможете поднять АВТОВАЗ. Никто за Вас этого не сделает».

Не надо также бояться решать сложные вопросы совместно с коллективом, считает Игорь Анатольевич. По его словам, щекотливые вопросы коррумпированности решались в АВТОВАЗе  именно так. По итогам разговора с рабочими сократили 30 000 человек. Были решены и другие вопросы:

«Был непростой момент, когда было необходимо принять решение – либо мы отказываемся от простоя, либо не платим за него. До этого мы заплатили 8 миллиардов за простой, производство не шло, а деньги уходили. Продолжать так было невозможно. И мы объяснили рабочим ситуацию. Люди ушли думать и вернулись с ответом – мы готовы не получать зарплату во время простоя, но не сокращайте. 102 000 человек подписали согласие. Люди готовы идти на встречу».

В заключении президент АВТОВАЗа рассказал притчу о 7 летнем ребенке, который спас своего младшего брата из горящего дома, вынеся его по карнизу.  Все вокруг удивлялись, как такой малыш мог это сделать. На что опытный пожарный сказал: «Просто взрослые ему еще не объяснили, что он не может этого сделать».

«Главное - верить в результат»,  - подытожил Игорь Анатольевич.

**********************

Если бы  директор ИБДА РАНХиГС Сергей Павлович Мясоедов не остановил поток вопросов от слушателей и выпускников программы, вечер обещал быть еще долгим. Сергей Павлович поблагодарил за фееричный доклад и отменной подаче информации и намекнул о возможном сотрудничестве Игоря Анатольевича и Академии в качестве преподавателя.

EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа