fbpx

Новости

«Многие вещи, которые могут позволить себе в бизнесе женщины, мужчинам запрещены»

Тигран Арутюнян, преподаватель дисциплины «Стратегия развития компании» на программе Executive MBA

Коллеги, сегодня мы публикуем на нашем блоге интервью Тиграна Арутюняна, преподавателя дисциплины «Стратегия развития компании», кандидата технических наук, автора двух монографий и более 200 статей по стратегическому менеджменту и организационному развитию.

Как женщине построить персональную стратегию? Чем мужская стратегия отличается от женской? Что можно в бизнесе женщине и нельзя мужчине? Зачем домохозяйке использовать прогрессивные методики управления? Ответы на эти и другие вопросы читайте в материале

«Многие вещи, которые могут позволить себе в бизнесе женщины, мужчинам запрещены», - Тигран Арутюнян, кандидат технических наук, преподаватель дисциплины «Стратегия развития компании» на программе Executive MBA

- Насколько сильно ваша личная стратегия поведения отличалась бы от той, что есть сейчас, если бы вы родились женщиной?

- Прежде чем отвечать на ваши вопросы, хотел бы сделать важное заявление. Темы, которые мы будем обсуждать, очень чувствительные. Меньше всего я бы хотел того, чтобы Читатели усмотрели в моих словах хотя бы малейшие намеки на мужской шовинизм. Наоборот! Женщин нежно люблю (гораздо больше, чем мужчин), уважаю, и вообще они сидят на моей голове и дрыгают ногами.

Что касается вопроса, отличалась бы моя личная стратегия, будь я женщиной. Думаю, очень сильно. При условии, конечно, что я имел бы тот же опыт, что и сейчас, и хотя бы немного рефлексировал. А также не тащил бы за собой весь «хвост» комплексов и условностей, которые зачастую тянутся за женщинами.

- Должна ли успешная бизнес-леди походить на мужчину внешне?

- Ни в коем случае! Иначе зачем Господь создал нас разными? Мало того, могу сказать, что многие женщины-менеджеры, которых я знаю, много теряют именно из-за того, что ощущают себя мальчиками (или не ощущают себя девочками). Это тема отдельного серьезного разговора. Скорее всего, это шлейф, тянущийся из детства, усугубленный последующим жизненным опытом. Мама не научила быть девочкой, папа тоже мог к этому приложиться (не говорю о мужьях), а дальнейшая жизнь это лишь «подтвердила». В итоге имеем даму, которой уже немало лет, и вроде она чего-то добилась, при этом видим комплекс на комплексе.

Это ужасное зрелище!

Это, конечно же, не призыв выглядеть как  женщина легкого поведения(пусть и дорогостоящая). И это не вопрос выпячивания гендерных отличий. Просто нужно ощущать себя женщиной и выглядеть соответственно! Привлекательная, интересная, сексуальная! В любом возрасте, в любом статусе. Менеджмент, бизнес – это отношения. А отношения сложно строить с «предметом деревянного зодчества». Перед вами должен быть Человек! Живой! Имеющий возраст, пол, особенности характера и т.п. Наиболее успешные женщины это понимают и ведут себя, и выглядят соответствующим образом. Адекватно контексту, я бы добавил.

- Есть ли в бизнесе что-то допустимое для мужчины, но запрещенное женщине?

- Хамство, отсутствие культуры и ничем не обоснованное чувство превосходства! Так, к сожалению, ведут себя многие представители «сильной половины». Непонятно только, с чего. Особенно в России, где женщины так много тянут на себе.

Наоборот, я бы сказал, что многие вещи, которые могут позволить себе женщины, мужчинам запрещены. Например, мужчина не может первым протянуть руку женщине, а женщина мужчине может. Женщина может позволить себе более яркую и вызывающую одежду. Женщине многое простят (и правильно сделают). То есть с моей точки зрения у женщин есть больше возможностей. Используйте их, черт побери!

- Может ли домохозяйка применять современные методики менеджмента в своей работе, и нужно ли ей это?

- Я бы не стал в этом контексте разделять работу, управление домашним хозяйством и т.п. Есть универсальные концепции управления своей жизнью (не побоюсь такого обобщения), поэтому неважно, кем женщина является – ТОП-менеджером, предпринимателем, наемным менеджером/сотрудником или домохозяйкой. Если она действительно хочет управлять своей жизнью, она это сможет! В том числе с использованием прогрессивных методик управления. Что мешает, например, домохозяйке взять и «расчертить» свой собственный Стратегический Гексагон (концепция создания стратегии компании или личности Т. Арутюняна прим. Ред.)?!

- Может ли женщина построить свою персональную стратегию на основе мужской?

- Категорически нет! Хотя бы потому, что, например, мужчины не рожают (шутка). Если серьезно, стратегии не могут быть одинаковыми хотя бы потому, что стратегия – это в том числе стиль, способ поведения. Не говоря уже о факторах более «высокого» уровня – убеждениях, ценностях, видения, миссии и т.п. Поэтому в персональных стратегиях должно быть отличие уже на уровне паттернов поведения, не исключая вышеперечисленные факторы из области стратегических ориентиров.

- На занятиях программы Executive MBA вы отметили, что в современном бизнесе возрастает влияние женских качеств. Тогда почему бизнес до сих пор считается чисто мужской сферой?

- Не знаю, кто именно считает бизнес чисто мужской сферой. В истории немало примеров успешных  компаний, в которых основателями выступают женщины. Да, возможно, в процентном соотношении таких бизнесов меньше. Но они есть! И не один и не два! Мало того, такие бизнесы зачастую более устойчивы и долговечны, чем созданные мужчинами. В таких компаниях, как правило, очень сильная корпоративная культура, а это серьезное конкурентное преимущество, особенно с точки зрения управления персоналом; «женские» бизнесы часто более гибкие и инновационные, чем «мужские».

Кроме того, во всех организациях, даже брутально-мужских, работает немало женщин, которые к тому же тянут на себе очень непростой функционал. И заметьте, что количество женщин среди сотрудников, управленцев компаний и предпринимателей растет, несмотря на наличие мужского шовинизма.

Это медицинский факт!

И надо еще помнить о том, что возрастание роли женщин – это не чисто гендерный вопрос. Когда я на занятиях в бизнес-школе или на семинарах по разработке стратегии говорю о возрастании роли женщин в управлении и бизнесе, я имею в виду не только статистические данные (хотя они тоже подтверждают данный мегатренд). Речь идет о возрастании «мягких» факторов в менеджменте (и особенно маркетинге). Женщины как раз и выступают носителем таких факторов.

- Готовы ли мужчины к появлению большого числа женщин-партнеров по бизнесу?

А куда им деваться?! Это тренд, объективный, не зависящий от готовности или неготовности к этому мужчин. Те, у кого есть мозги, видят это и ведут себя соответственно.

- Почему на программах Executive MBA учится так мало женщин?

Спросите у женщин! Могу предположить, что просто самооценка занижена. Или они недостаточно настойчивы в убеждении своих боссов в том, что им такое образование необходимо J.

Для большинства женщин – главное любовь мужчины, но вы говорите, что это неправильно. Что должно быть главным для успешной женщины?

Она сама! Своя жизнь, свои цели, свои успехи! Любовь к себе – на первом месте! Жестко и категорично! Ни к детям, ни тем более к мужу (или бойфрэнду). Только к самой себе! Все остальное – потом! Если это интервью будет читать женщина, пусть она представит,  что есть пьедестал ее приоритетов, на первом месте которого стоит она и ее личные интересы. Второе место пустое, третье тоже, и только с четвертого этот пьедестал начинают заполнять ее дети, муж и т.п. Важно не начать здесь  сразу возмущаться.

Не воспринимайте это как призыв к эгоизму. Ведь даже в самолетах вам предлагают надеть кислородную маску сначала себе, и только потом ребенку. Если вы не можете помочь себе, то ребенку или кому-то еще точно не поможете! Поэтому это не призыв игнорировать интересы детей, или мужей или бойфрэндов. Или игнорировать свои материнские инстинкты. Подумайте – зачастую это просто отмазка для того, чтобы скрыть свои проблемы или дезавуировать собственные устремления.

Женщины, окститесь! Мужья, любовники, бойфрэнды сегодня есть, а завтра нет. Но вы-то останетесь! Просто посмотрите в первую очередь на себя!

- За каждым великим мужчиной стоит женщина. А кто стоит за плечами великой женщины?

- Я бы оспорил утверждение, что за каждым великим мужчиной стоит женщина (мама не считается). Что же касается того, кто стоит за плечами великой женщины, думаю, это сам Господь Бог :)

 
EMBA ИБДА РАНХиГС
Программа