Подтверждение глобального выбора. Интервью в Business Impact.

Жизнь глобальна, как и экономика. Пандемия не сильно изменила эту ситуацию
Несмотря на продолжающуюся неопределенность в отношении международных поездок, Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС провел в апреле 2021 года очный международный образовательный модуль для слушателей программы Executive MBA. Решение было трудным, но очень значимым для бизнес-сообщества, говорит Директор программы Ашот Сеферян. Это решение ИБДА, признанного лидера бизнес-образования в регионе, демонстрирует, насколько значима для Института возможность очного обмена опытом между слушателями, тем более на международном модуле программы. ИБДА – самая старая бизнес-школа в стране и важная структурная единица самого большого образовательного учреждения в стране – Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Программа Executive MBA ИБДА, одним из основателей которой является Ашот Сеферян, была создана 20 лет назад.
В этом эксклюзивном интервью Ашот Сеферян рассказывает нашему изданию, почему пандемия не изменила необходимости глобального взгляда на бизнес и подчеркивает приверженность ИБДА необходимости участия в международном образовательном сотрудничестве. Этот подход основывается, с одной стороны, на понимании сильных и слабых сторон российского управленческого опыта, а с другой – на формулировании задач, стоящих перед деловым сообществом.
Программа Executive MBA ИБДА РАНХиГС включает в себя обязательный учебный модуль за рубежом. Почему Вы считаете настолько важным для слушателей глобальное видение бизнеса?
Живя в глобальном мире, вы должны иметь глобальное видение. Есть только один способ получить истинное представление об экономических и культурных особенностях страны или региона – нужно поехать туда и учиться на месте. Поэтому мы всегда выбираем лучшие бизнес-школы в качестве партнеров. Эта философия была взята в качестве основной идеологии с самого начала существования программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС.
В апреле, несмотря на ограничения в передвижениях в разных частях мира, Вы провели очный международный модуль в г. Дубай. Как Вам это удалось и какие уроки Вы извлекли от проведения модуля в таком формате, ведь проблемы, связанные с пандемией остались?
Решение о проведении международного модуля в апреле этого года было трудным, но очень значимым. Мы стали единственной на тот момент программой в мире, которая пошла на такой риск и взяла на себя ответственность за последствия. С одной стороны, это было очень важное послание бизнес-сообществу, что сильные лидеры могут преодолеть даже трудности пандемии. С другой стороны, поделившись опытом того как вести себя в «новой нормальности» с нашими студентами, мы дали им несколько новых идей о том, как изменить свой бизнес.
Часто говорят, что глобальный опыт позволяет человеку лучше понимать окружающий его мир. Как Вам кажется, может ли такой опыт помочь бизнес-школам в подготовке новой генерации социально ответственных лидеров? Если да, то как?
Социальная ответственность лидера основана, в основном, на культурном наследии. Интересные примеры, заимствованные из других стран и культур, позволяют по-иному взглянуть на ситуацию внутри своей страны. Задача школы бизнеса состоит в том, чтобы привносить такие новые идеи в образовательные программы.
Интервью опубликовано в издании Business Impact 08/2021.
Страница издания Business Impact
Ссылка на статью в журнале
Лондонская школа бизнеса – Ваш текущий партнер по международному модулю. Ранее Вы сотрудничали с ведущими бизнес-школами Швейцарии, Китая, Испании и др. Почему Вы приняли решение о новом сотрудничестве, а не о проведении модуля в одной из прежних школ?
Все люди разные, и страны тоже разные – их культура, история и видение представляют собой уникальный опыт. Именно поэтому мы меняем время от времени места проведения зарубежных модулей. Еще одна причина имеет управленческую подоплеку. В разных странах можно почерпнуть разные подходы к ведению бизнеса. Например, Италия славится своим предпринимательским духом, Нидерланды – наличием мощных малых и средних предприятий, Китай – своим опытом перехода от социализма, а Великобритания – своим глобальным видением и стратегиями. Зарубежный модуль дает возможность познакомиться с интересным местным опытом. Но время от времени, меняющаяся экономическая ситуация в вашей стране требует специальных знаний и новых подходов. И тогда вы меняете место проведения модуля, чтобы получить необходимый опыт.
Как Вы думаете, бизнес-школы в дальнейшем будут больше фокусироваться на внутреннем (и, следовательно, менее «глобальном») формате обучения?
Жизнь глобальна, и экономика тоже глобальна. Пандемия не сильно повлияла на эту ситуацию. Некоторые сектора внутренней экономики возможно достигли определенных успехов из-за карантина и ограничений с логистикой и поставками. Но в целом бизнес соревнуется на глобальном уровне. Поэтому бизнес-школы должны приглашать преподавателей, обладающих знаниями и опытом как на локальном, так и на глобальном уровнях.
Мировой кризис 2008 года привел к увеличению числа поданных заявок в бизнес-школы, так как люди решили, что это самое хорошее время для личного и профессионального развития. Наблюдаете ли Вы похожий эффект от пандемии Covid-19?
Мы заметили рост количества поданных заявок в ИБДА РАНХиГС. Но я бы не связывал этот факт с экономическим кризисом или пандемией Covid-19. Если говорить о цифрах набора на нашей программе – рост начался еще в 2017 году. Одной из причин явилось большое число внутренних проектов в России, например, по подготовке к Чемпионату по футболу, который прошел летом 2018 года. Позднее глобальные экономические изменения создали спрос на переподготовку действующих топ-менеджеров. Пандемия лишь сделала этот спрос более востребованным. Раньше мы набирали на программу около 60 слушателей в год, а с 2018 года – около 100 слушателей.
Бизнес школы часто играют весомую роль среди локальных и региональных сообществ. Стали ли Вы проводить новые мероприятия или новые активности после пандемии Covid-19?
Я не думаю, что пандемия оказала такое большое влияние. Находясь на карантине и сталкиваясь с разными барьерами в нашей обычной жизни, мы, естественно, трансформировали наше поведение как в деловом, так и в личном кругу общения. Многие люди стали работать из дома и бизнес-школы воспользовались такой возможностью, чтобы предложить людям короткие образовательные программы. Это дает менеджерам дополнительную возможность для получения дополнительного образования и одновременно открывает новые возможности для бизнес-школ.
Какое будущее у программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС – полный возврат к очным занятием или гибридный продукт в виде совмещенного онлайн и очного формата обучения?
Как директор программы я убежден, что на данном уровне обучения очень важен живой обмен опытом среди слушателей. Поэтому мы вернулись к очному обучению в июне 2020 года. Конечно, мы можем использовать онлайн формат для проведения мастер-классов и других коротких встреч с бизнесменами и разными интересными спикерами. Но наша основная программа была и будет только в очном формате.
Как школа работает над повышением своего авторитета в мире управленческого образования в России и что еще предстоит сделать по Вашему мнению?
Будучи лидером внутри страны и активным участником международного образовательного сообщества, ИБДА РАНХиГС пытается совместить эти две составляющие. Принося передовой опыт с Запада, мы в то же время продвигаем наш локальный опыт глобально.